СТРАНА ЧУДЕС: Трое из ларца


В минувшую пятницу редакция американского Business Week обратилась к самому популярному за последние годы вопросу: кто будет после Путина? По версии журнала, на сегодняшний день претендентов трое. Это Дмитрий Медведев, Сергей Иванов и Сергей Собянин. Медведев нравится инвестиционному сообществу (в подтверждение – вполне наивные комментарии о “лидере либеральной фракции в Кремле”). Он “имеет репутацию тихого администратора” и не имеет темперамента, необходимого будущему президенту, зато его шансы предпочтительнее. Сергей Иванов, ?министр обороны, тоже устраивает редакцию: его хороший английский, улыбка, открытость и здоровый прагматизм радуют и экспертов, и журналистов. Очевидно, что статья писалась до того, как на Западе стали известны подробности челябинского кошмара и первая вальяжная реакция на это министра обороны, иначе комплименты были бы чуть тише. Сергей Собянин, по мнению Business Week, тоже весьма и весьма неплох: “Компетентный администратор, не связанный ни с одной из группировок, существующих в Кремле, преданный сторонник Путина, а также мер по централизации власти”.

В общем, все трое хороши, и как Кремль будет выбирать в преемники всего одного, непонятно. При этом даже американские журналисты ни одной секунды не сомневаются, что победитель должен быть определен именно за зубчатой стеной, а не в процессе всенародного волеизъявления.

Впрочем, на сей счет у нас давние традиции. Вот Борис Ельцин, например, – ему можно много чего предъявить, но в чем нет сомнений, так это в том, что Борис Николаевич, как говорят американцы, “человек первой поправки”. И то Борис Николаевич в интервью журналу “Итоги” говорит о правильности своего выбора, что именно он выбрал Путина и тот ныне оправдывает его выбор. Российский народ никем – вообще никем – не рассматривается в качества субъекта избирательного права.

Этот прискорбный факт может быть обиден для российского избирателя. Обиды легко избежать, если предоставить дорогим россиянам право самим выбрать любого из этих троих. Даже ОБСЕ будет в восторге. Тогда никто и никогда не посмеет сказать, что на выборах был задействован административный ресурс (его почти в равной степени задействуют все три кандидата), что выборы безальтернативны и с заранее известным победителем. Более того – куцый список кремлевских претендентов можно расширить. Добавить Шойгу, Грызлова, Миронова и Матвиенко. Все равно за Касьянова, Явлинского, Зюганова, Жириновского, которых явно не будут круглосуточно показывать по телевизору, проголосует не опасное для итогов первого тура количество россиян. А вот во втором пусть соревнуются по-честному. Медведев с Грызловым, или Шойгу с Матвиенко, или Миронов с Собяниным – тут даже партийное получится противостояние, “Партия жизни” и “Единая Россия”, не придерешься. Все сразу забудут, что Россия не попала на чемпионат мира по футболу – эти ставки повыше будут, да и игра куда как азартнее. При этом за кого бы ты здесь ни болел – кругом получаешься патриот, отличник боевой и политической подготовки, не обремененный опасными заблуждениями. А переход, например, из “медведевцев” в “грызловцы” не будет рассматриваться как предательство – не принято ведь обижаться на клиентов, переходящих после ужина в вашем ресторане в соседний, на чашечку кофе и дижестив.