“Сургут” не сливается

В. Волков

Роснефть” и “Сургутнефтегаз” не ведут переговоров о слиянии, заявил вчера гендиректор “Сургута” Владимир Богданов. “Я думаю, это идет игра”, – цитирует его “Интерфакс”.

Акции “Сургута” нервно реагируют на слухи о переменах в компании. В апреле 2003 г. они выросли на 76% (индекс РТС – лишь на 17%), причем на эти бумаги пришлось почти треть всего оборота биржи РТС – $197,7 млн за месяц. На рынке было множество версий того, почему акции “выстрелили”. Одни говорили о планах инвесторов скупить крупный пакет акций “Сургутнефтегаза” и провести своего кандидата в совет директоров, чтобы добиваться увеличения дивидендов. Другие видели в этом попытку враждебного поглощения. Альфа-банк в одном из отчетов указывал, что новый инвестор может через суд запретить голосование “казначейскими” акциями “Сургутнефтегаза” и перехватить контроль над компанией у Владимира Богданова. Реальную причину “сургутских горок” так и не нашли, а сами бумаги за два следующих месяца подешевели на 25%, потеряв половину апрельского прироста.

Слухи об объединении двух компаний поползли по рынку в конце прошлого года. Предположение, что госкомпания может купить “Сургут”, выдвинул в ноябре 2005 г. политолог Станислав Белковский. Один из руководителей “Роснефти” еще тогда признавался “Ведомостям”, что вскоре обсудил эту публикацию с менеджерами “Сургута”. “Оказалось, что никто из нас ни о чем таком не знает”, – рассказал он.

Но несколько дней назад рынок снова заговорил о поглощении “Сургута” госкомпанией. Сотрудник одной из нефтяных компаний, а также менеджер консалтинговой фирмы предположили, что, готовясь к поглощению, структуры “Роснефти” приобрели небольшой пакет акций “Сургута”. В “Роснефти” и “Сургуте” это категорически опровергли. Акции НК с начала года подорожали на 14% (впрочем, столько же прибавил “Газпром”).

Скупкой акций “Сургутнефтегаза” занимается “Тройка Диалог”, указали сразу несколько инвестбанкиров, попросившие “Ведомости” об анонимности. Сотрудник одного из инвестфондов признался, что недавно продал “Тройке” “пакет акций “Сургута” на несколько миллионов долларов”. В чьих интересах была заключена эта сделка, неизвестно.

Больше всего в “Сургуте” и его деньгах (компания скопила $13 млрд) заинтересована “Роснефть”, чей долг на конец 2005 г. составлял $10,8 млрд, считает инвестбанкир крупного западного банка. В ожидании этого слияния может затягиваться запланированное IPO “Роснефти”, предполагал он. Один из давних партнеров президента “Тройки” Рубена Варданяна считает, что скупка ведется в интересах ФГУП “Рособоронэкспорт”. Представители “Тройки Диалог” и “Рособоронэкспорта” отказались это комментировать.

Причина возникновения подобных слухов – уязвимая структура собственности “Сургута”, которая делает компанию слишком привлекательной целью для поглощения, полагает источник, близкий к Кремлю. Он считает эту перспективу реальной: “Рано или поздно это произойдет, потому что распутать систему владения акциями компаний уже поздно”. По расчетам Hermitage Capital Management, почти 62% акций “Сургутнефтегаза” принадлежит семи его “дочкам”. “По сути, компанию контролирует менеджмент. И чтобы перехватить контроль, достаточно сменить руководство. И такой пример у нас есть – “АвтоВАЗ”, – рассуждает собеседник “Ведомостей”, близкий к Кремлю. Автозавод тоже принадлежит сам себе: 64% акций владеют его же “дочки”. С недавних пор его контролирует тот же “Рособоронэкспорт”. Ставленники ФГУПа заняли менеджерские посты, а сейчас чиновники ищут способ сделать государство акционером “АвтоВАЗа”. “Структура владения порочна. Поэтому велика возможность того, что “Сургут” повторит судьбу “АвтоВАЗа”, – считает представитель инвестбанка.

У государства нет острой необходимости консолидировать “Сургут” в госкомпании, ведь это крайне лояльная компания, отмечает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Это подтверждает покупка ею доли в телекомпании Ren-TV. “Но, скорее всего, государство не упустит “Сургутнефтегаз”, который лежит “на блюдечке”. Вчера акции “Сургутнефтегаза” подешевели на 3,11%.