Без чужаков


Низкая эффективность работы советов директоров в России объясняется высокой концентрацией структуры собственности, полагает директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Юлия Кочетыгова. А в этих условиях лишь наиболее смелые собственники решаются пригласить в совет независимых директоров – так, например, поступили владельцы МДМ-банка, НЛМК, ТМК. Зачастую это происходит накануне IPO. Например, незадолго до размещения в совет директоров “Мечела” вошел Эндрю Вуд, бывший посол Великобритании в России, а совет директоров “Евраза” пополнился английским лордом Питером Дэйрсбери.

Оценить уровень корпоративного управления российских компаний взялась Ассоциация независимых директоров (АНД) при поддержке Международной финансовой корпорации (IFC), PricewaterhouseCoopers, Marsh и AIG Russia. Выяснилось, что по сравнению с 2002 г., когда было проведено первое подобное исследование, качество управления улучшилось по всем направлениям, за исключением эффективной деятельности совета директоров, где ситуация практически не изменилась. Во многом это связано с нежеланием компаний привлекать независимых директоров, полагает исполнительный директор АНД Александр Филатов. Они есть лишь в 30% компаний. В компаниях, чей оборот превышает $10 млн, этот показатель вырастает до 44%, а обществах, чьи акции котируются на биржах, – до 54%. Вторая причина неэффективности советов в том, что, когда собственники компании или их родственники являются ее же менеджерами, работа советов зачастую бывает формальна. В таких случаях члены совета директоров и правления не всегда действуют разумно и в интересах компании, признались 26% участников опроса.

Оценить реальную необходимость независимых директоров для компании сложно, полагает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, независимый директор “дочки” “Интерроса” “Открытые инвестиции”. А независимый директор “Лукойла”, президент РСПП Александр Шохин отмечает, что корпоративное законодательство в последние годы постоянно повышает планку ответственности директоров публичных компаний, что свидетельствует о степени их значимости.

Гораздо реже – в два раза меньше, чем в частных компаниях, – независимые директора встречаются в госпредприятиях. Но именно государство, внедряя высокие стандарты корпоративного управления в таких компаниях, способно изменить общую ситуацию, убеждена Кочетыгова из S&P. “Очень важна именно политическая воля государства, – говорит она. – Вхождение в совет директоров независимых членов означало бы важный шаг к прозрачности бизнеса и хороший пример для остальных”.