“Аэрофлот” выбирает Airbus


Время “Ч” для Airbus в России настало 27 апреля. В этот день в Москве прошло заседание совета директоров “Аэрофлота”, который решил, что именно ее лайнеры Airbus-350 “Аэрофлоту” стоит купить, говорит знакомый с решением кремлевский чиновник. Рекомендации выбрать Airbus-350 были в материалах к совету директоров, добавляет знакомый с ними правительственный чиновник. Совет директоров обсудил тендер и принял решение, признает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков, но озвучить его компания еще не готова. Вместо нее это сделал президент Владимир Путин. В тот же день, 27 апреля, на круглом столе в рамках российско-германского саммита в Томске Путин неожиданно прервал выступление сопрезидента EADS Томаса Эндерса о программе сотрудничества с российским авиапромом на $25 млрд. “Нам тоже есть чем вас порадовать”, – вспоминают слова президента два участника того заседания. “Радость от Путина” заключалась в том, что “Аэрофлот” закажет новые лайнеры у Airbus.

“Аэрофлот” с прошлого лета выбирает между двумя новинками западных авиастроителей – Boeing 787 и Airbus-350. Продажи первого начнутся в 2008 г., второго – в 2010 г. Boeing 787 меньше и дешевле – рассчитан на 210–290 мест и стоимостью $132–150,5 млн без учета скидок. Airbus-350 – $150–160 млн на 253–300 пассажиров. “Аэрофлот” заявлял, что к 2014 г. ему понадобятся 22 таких лайнера и, возможно, еще 12 самолетов с поставкой в 2015–2017 гг. Так что контракт станет крупнейшим для российского авиарынка – до $3 млрд без учета скидок и опциона.

Сначала “Аэрофлот” склонялся в пользу Boeing, ведь он появится раньше. К тому же Boeing обещал ему выгодную поставку грузовых MD-11 для новой “дочки” “Аэрофлот-Карго”, которую на рынке уже прозвали любимым детищем Валерия Окулова, гендиректора “Аэрофлота”. Российский перевозчик даже оплатил “места” в графике заказов на Boeing 787 и в феврале предложил совету директоров включить эту модель в программу развития парка. Но совет это не поддержал. Airbus тем временем предложила “Аэрофлоту” скидку в $100 млн, а материнская EADS – целую программу сотрудничества с российским авиапромом. Вскоре в Москву неожиданно приехал президент Boeing Джеймс Макнирни. Он встретился со всеми профильными министрами и заявил журналистам, что шансы Boeing на победу в тендере очень велики. Но чутье, видимо, подвело Макнирни.

Выбор европейцев правильный, считает кремлевский чиновник. “В свете неадекватно жесткого в последнее время давления США на Россию”, – уточняет он. А правительственный чиновник назвал проигрыш Boeing “асимметричным ответом”.

Опрошенные “Ведомостями” члены совета директоров “Аэрофлота” не стали обсуждать свое решение. Рекомендация в любом случае предварительная, по сделке еще будут утверждаться все условия – как советом, так и собранием акционеров “Аэрофлота”, добавляет основной владелец НРК Александр Лебедев. Представители EADS и Boeing от комментариев воздержались. Пресс-секретарь российского офиса Boeing Виктор Аношкин сказал лишь, что “любые заявления излишни, пока итоги тендера не объявлены официально”.

Объявление о победе Airbus-350 планировалось на этой неделе, говорит источник, знакомый с переговорами “Аэрофлота” с Airbus, но “в свете последних событий” с ним решили повременить. Сразу после праздников, 3 мая, над Черным морем недалеко от Сочи разбился Airbus-320 армянской “Армавиа”. В катастрофе погибли 113 человек, в том числе 27 россиян.

На контракт с “Аэрофлотом” это не должно повлиять, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Прошлое лето, к примеру, было “черным” для самолетов Boeing. По техническим характеристикам оба лайнера равны, считает Рыбак. Пока Boeing серьезно обходит Airbus по заказам на новинки: на конец апреля американцам заказали 350 Boeing 787, а европейцам – 182 Airbus-350. Но победа европейцев носит “политический” характер, уверен главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. “Это явный сигнал США не давить слишком сильно на Россию в переговорах по ВТО, иначе много выгодных контрактов и льгот может достаться европейцам”, – рассуждает он.