Асимметричный ответ Америке


На ужесточение американской критики Москва может ответить асимметрично, утверждает близкий к Кремлю чиновник. Кроме негативного решения по Штокмановскому месторождению у Москвы есть и другие средства заставить США с собой считаться, говорит он. “Аэрофлот”, вероятно, откажется от закупки 22 самолетов Boeing 787, выбрав европейский А-350, а если давление на Москву продолжится и переговоры по ВТО будут буксовать, “Россия может сама отказаться от их продолжения”, допускает другой федеральный чиновник.

Вчера мировая пресса обильно цитировала вильнюсское выступление вице-президента США Дика Чейни. Он, в частности, обвинил Россию в использовании энергоносителей как “инструмента запугивания и шантажа” соседних стран. Резкость тона Чейни Wall Street Journal объясняет апрельским визитом в Вашингтон Игоря Шувалова – помощника президента Владимира Путина, готовящего июльский саммит G8 в Санкт-Петербурге. Шувалов увязал вступление России в ВТО с допуском американских компаний Shevron и ConocoPhillips в Штокмановское месторождение, а такая прямолинейность привела в шок американских чиновников, пишет WSJ.

“Я не собираюсь снова вступать в дискуссию по этому вопросу”, – сказал вчера Шувалов. Свою позицию он изложил в США помощнику президента Джорджа Буша Фарьяру Ширзаду, министру энергетики Сэмюэлю Бодману, первому заместителю госсекретаря Роберту Зеллику, рассказывает сопровождавший Шувалова российский эксперт. “Никакого приглашения поторговаться не было”, – утверждает он. Штокман, по его словам, был назван Бодманом как пример затяжки “Газпромом” подведения итогов тендера по месторождению. Шувалов в ответ заявил, что американцы тоже, несмотря на указания Буша, тормозят вступление России в ВТО, выдвигая новые требования. “Все вопросы надо решать на основе взаимности”, – передает позицию Шувалова сопровождавший его эксперт. Эту позицию он повторил на встрече с политологами в Институте Брукингса и добавил, что, не пуская Россию в ВТО и ОЭСР, американцы не дают прийти к власти прогрессивному поколению российских политиков.

Примерно пять лет назад США упрекали Китай в плохой защите прав человека и китайцы показательно отказались закупать партию Boeing, напоминает Борис Рыбак из компании Infomost. Если “Аэрофлот” предпочтет А-350, американцы не просто лишатся сделки на $3 млрд, а “потеряют нишу дальнемагистральных самолетов и пробиться потом на этот рынок будет очень дорого и трудно”, полагает Рыбак. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” считает, что “Газпрому” выгодно участие американцев в Штокмане, поскольку это открывает им рынок сжиженного природного газа США.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что геополитическая игра на постсоветском пространстве для США важнее сделок своих компаний. “В Вашингтоне уверены, что надо занять позиции на Украине, в Грузии, а торгово-экономические отношения [с Россией] никуда не уйдут”, – замечает он. От возможных экономических шагов России США пострадают мало, но они нанесут удар по американским компаниям, работающим с Россией, заявил директор американского Nixon Center Дмитрий Саймс. По мнению руководителя департамента Минэкономразвития Максима Медведкова, до выхода из процесса по вступлению в ВТО дело все-таки не дойдет. По словам Саймса, во время переговоров в четверг секретаря Совбеза Игоря Иванова с помощником президента США по национальной безопасности Стивеном Хедли к ним зашел Буш. “Беседа длилась около получаса, и российская сторона получила сигнал о намерении США и дальше развивать сотрудничество”, – говорит Саймс.