Преодолеть “стеклянный потолок”


Мужские стереотипы

В российском бизнес-сообществе принято считать, что женщины менее пригодны к работе руководителя, утверждает Сергей Рощин, завкафедрой экономики труда и народонаселения экономического факультета ГУ-ВШЭ и один из авторов исследования. В результате мужчина-руководитель может рассчитывать на определенный кредит доверия, а женщине приходится постоянно доказывать свою профпригодность. “Чтобы женщину-руководителя заметили и оценили на внешнем рынке, она должна преуспеть внутри одной компании”, – отмечает Рощин.

“Все женщины-руководители, с которыми я разговаривал во время работы над книгами, сделали карьеру в одной компании. Многие из них начинали с низовых позиций и росли вместе с бизнесом”, – соглашается с ним Константин Боровой, автор двух книг о деловых женщинах: “12 топ” и “12 самых успешных”.

Возможно поэтому, как показало исследование, женщины более склонны к внутрифирменным перемещениям, чем мужчины (64% и 47,9% соответственно). Причем это характерно для всех возрастных групп.

Не потолок

Именно так, внутри одной компании сложилась карьера 25-летней Евгении Зарубиной, директора складского комплекса Волгоградского регионального центра холдинга “Помидорпром”. Она пришла в компанию пять лет назад разнорабочей. “Я стояла на конвейерной линии и укладывала помидоры в банки, – рассказывает Зарубина. – Другой работы после окончания технического колледжа найти не смогла”. Несмотря на популярную специальность – бухучет. Специалисты без опыта работы были никому не нужны.

Но коллеги по цеху быстро разглядели в Зарубиной менеджерские качества. “Рано или поздно у тебя будет отдельный кабинет и куча подчиненных”, – как-то сказал Зарубиной один из них. После этих слов ей было трудно оставаться на заводе, признается Зарубина. Она уволилась и еще раз попыталась найти работу по специальности. И опять безрезультатно. Пришлось вернуться в “Помидорпром”, но уже на должность секретаря руководителя.

В начале 2002 г. ее назначили начальником отдела учета готовой продукции. “Какое-то время я сама себе была и руководителем, и подчиненным”, – смеется Зарубина. Но за четыре года и обязанности, и штат существенно расширились. Сейчас она отвечает за логистику – хранение, доставку, учет готовой продукции, а также контролирует качество. Ей подчиняются 40 человек. “И если она не остановится в развитии, думаю, это еще не потолок”, – отмечает Максим Протасов, владелец компании “Помидорпром”.

Тяга к стабильности

К женщинам, претендующим на высшие позиции в бизнесе, действительно больше вопросов, их изучают чуть ли не под лупой, говорит Анна Кофф, партнер хедхантинговой компании RosExpert. Но карьерные возможности женщины на внешнем рынке ограничивает не только “стеклянный потолок”, считает она. Многие женщины ограничивают себя сами.

“Нам свойственна тяга к стабильности”, – говорит Ольга Плаксина, председатель правления группы “ИФД Капиталъ”. Прежде чем принять решение о переходе на новую работу, женщине необходимо взвесить плюсы и минусы, добавляет она.

Переговоры с кандидатом-женщиной почти всегда проходят сложнее и занимают больше времени, чем с кандидатом-мужчиной, говорит Кофф. В отличие от мужчин женщины гораздо больше концентрируются на минусах новой позиции, при этом могут не замечать множества плюсов. Пару раз в год получает интересные предложения о переходе на новую работу партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Ольга Дондэ. “Интересные – это такие, о которых по крайней мере стоит задуматься”, – говорит она. Но регулярно отказывается. “Мне важнее то, что есть: отношения с коллегами, комфортные условия в офисе, наличие свободного времени для ребенка”, – говорит Дондэ. Возможно, именно это мешает большинству женщин делать карьеру, допускает она.

Еще одним тормозом для перехода в другую компанию может стать и эмоциональная привязанность к месту и людям, утверждает Боровой. Ведь многие женщины строят бизнес как семью, отмечает он. Они с готовностью выслушивают откровения и жалобы подчиненных, дают советы. И таким образом привязывают к себе людей, параллельно привязываясь к ним. Неудивительно, что в какой-то момент для топ-менеджера в юбке жизнь компании становится ее жизнью. “Именно поэтому профессиональный и управленческий опыт женщин дает большую отдачу на своем предприятии, чем при межфирменном перемещении”, – добавляет Рощин из ГУ-ВШЭ.

Ничего суперсложного

Впрочем, из любого правила можно найти исключения. 33-летняя Ольга Наумова, генеральный директор компании “Северсталь-метиз” (занимается управлением Череповецкого, Орловского и Волгоградского заводов), за восемь лет сменила несколько мест работы. Она начинала карьеру с позиции менеджера в IT-холдинге IBS. И доросла до директора по маркетингу одной из компаний, входящих в холдинг. Затем резко сменила отрасль и перешла на позицию коммерческого директора в компанию “Русский продукт”. Весной 2001 г. Наумова еще раз решила все поменять и стала директором по развитию бизнеса Череповецкого сталепрокатного завода, входящего в группу “Северсталь”, а через год возглавила его. С тех пор ее карьера развивается более чем успешно. В 2003–2004 гг. она совмещала должности генеральных директоров Череповецкого и Орловского сталепрокатных заводов. Сейчас кроме оперативного управления компанией “Северсталь-метиз” Наумова возглавляет наблюдательный совет “Днепрометиза” – производителя метизов Украины (в феврале 2006 г. “Северсталь-метиз” приобрела контрольный пакет компании), а также входит в совет директоров Carrington Wire Limited – британского производителя метизов, купленного “Северсталью” в апреле этого года. “Я не философ, а конкретный человек”, – утверждает Наумова. Именно с практической точки зрения она и принимала решения о переходе в другую компанию.

“Необходимо четко представлять, что ты хочешь получить от своей работы, – размышляет Наумова. – Если же работа, которой ты занимаешься, стала казаться простой, банальной, неинтересной, то ее нужно менять”. На вопрос, как же ей удается успешно работать на “мужских” должностях, Наумова отвечает, что никогда не задумывалась об этом. “Для меня в работе руководителя нет чего-то суперсложного и сверхестественного”, – говорит она.