ВЕКТОР


И снова Березовский

Рынок давно ждет обещанного IPO “Трансаэро”, первого среди российских авиакомпаний. За последние два года компания серьезно подросла, обгоняя по динамике почти всех своих конкурентов. И эксперты уверены, что ее акции будут пользоваться спросом.

Сейчас основатель “Трансаэро”, глава совета директоров компании Александр Плешаков вместе со своей женой и матерью контролируют около 50% “Трансаэро”. Примерно 30%-ный пакет еще в прошлом году был у структур опального олигарха Бориса Березовского. В конце 90-х он попортил немало крови Плешакову – “Трансаэро” лихорадило в корпоративных конфликтах. Последние три года Березовский никак себя не проявлял. И по рынку пошли упорные слухи, что Плешаков смог договориться с олигархом о выкупе его пакета. В “Трансаэро” эту тему отказывались комментировать. Но участники рынка уверены, что именно акции Березовского Плешаков решил отдать под IPO, оставив за собой и своей семьей минимум 51% “Трансаэро”.

Но оказалось, что сделка так и не закрыта. Как передал вчера “Ведомостям” через своего представителя партнер Березовского Бадри Патаркацишвили, акции “Трансаэро” еще не проданы. “Комментировать сделку можно будет только осенью, если она успешно завершится”, – заявил Патаркацишвили. Между тем “Трансаэро” рассчитывала уже в начале 2007 г. продать инвесторам около 15% своих акций. Но если сделка с Патаркацишвили или Березовским так и не состоится, Плешакову трудно будет решиться на серьезное сокращение своего пакета.

Реклама-мама

Необычный для сотового рынка тариф предложил оператор Virgin Mobile в США. Тарифный план SugarMama (“сладкая мамочка”) позволяет владельцам сотовых телефонов звонить бесплатно – но за это им придется изучать рекламные предложения партнеров Virgin Mobile. За каждую минуту разговора абонент SugarMama должен будет посмотреть на компьютере 30-секундный рекламный ролик или получить текстовое рекламное сообщение на мобильный телефон. А потом еще нужно ответить на SMS-анкету, чтобы доказать, что вы в самом деле изучили рекламу. SugarMama ориентирован в первую очередь на молодежную аудиторию. По данным газеты New York Times, бесплатные минуты разговора абонентов Virgin Mobile оплатят Pepsi и Microsoft в рамках рекламной кампании игровой видеоприставки Xbox, а также спонсоры рекламной антитабачной кампании Truth. На первый взгляд, SugarMama выглядит переделкой идеи, популярной лет пять назад на рынке компьютеров. Тогда некоторые компании предлагали персональные компьютеры и доступ в Интернет бесплатно – лишь бы пользователи смотрели рекламные ролики. Эта идея оказалась провальной – ну что можно рекламировать пользователям, у которых нет даже денег на компьютер и доступ в Интернет? Однако не стоит забывать, что современная сотовая связь – это не только голосовое общение. Среди молодежи популярны SMS, постепенно распространяется мобильный Интернет и другие дополнительные услуги. Поэтому идея Virgin Mobile, возможно, позволит заработать и оператору, и рекламодателям. Пусть у тинейджеров нет лишних денег, но в семье нередко именно предпочтения чада определяют, что купить – Pepsi или Coca-Cola.