Противник империализма


Не то чтобы его компания в плохих отношениях с инвесторами. В середине июля Manpower сообщила о росте выручки на 29% во II квартале 2006 г., опередив самые оптимистические прогнозы. За последний год котировки выросли на 35%, а с того момента, когда 39-летний Джоуеррс в 1999 г. возглавил компанию, они почти утроились.

В тот момент Manpower испытывала проблемы: одно из самых известных в мире агентств по найму временного персонала уступило лидирующие позиции Adecco – компании, созданной в 1996 г. после слияния Adia и Ecco. Джоуеррс добился того, что устойчивый рост в Manpower сменился взрывным, благодаря покупке новых подразделений и увеличению спроса на рабочую силу по всему миру. В прошлом году Manpower трудоустроила 4,1 млн человек, а ее выручка достигла $16 млрд.

Улучшение показателей Manpower решила отметить в феврале ребрендингом, над которым в течение двух лет работала вместе с консультантами из Wolff Olins.

“Я уже устал выслушивать возгласы наших клиентов: “Я не знал, что вы можете это делать!” – объясняет Джоуеррс. – Когда ваш бренд не меняется долгое время, он превращается в тяжелый груз. Участники рынка знают, что мы делаем, и старые клиенты знают, но этого недостаточно. Здесь нет никаких секретов. Нам надо было себя обновить”.

Около 65% прибыли Manpower приносит ее основный бизнес – услуги временного найма. Джоуеррсу удалось добавить еще три направления: Elan работает на рынке специалистов IT и телекоммуникаций, Jefferson Wells занимается финансовыми проектами (оплата услуг специалистов компании превышает $100 в час), а Right Management, купленная в 2004 г., оказывает услуги тренинга. Такая структура позволяет Manpower обслуживать корпорации, ориентированные на реализацию конкретных проектов. “Один клиент мне как-то сказал: “А, я понял: вы их нанимаете, а потом увольняете”. Но это на самом деле не так жестоко”, – говорит глава Manpower.

Европейские особенности

Хотя штаб-квартира компании расположена в американском Милуоки (штат Висконсин), около 85% выручки она зарабатывает за пределами США, в том числе 75% – в Европе.

Именно поэтому Джоуеррс, чьими предками, кстати, были немцы, демонстрирует более глубокое знание отличий на рынках труда в разных странах мира, чем обычный руководитель глобальной корпорации.

Например, большинство американских работодателей просто не поняли смысл недавнего трудового конфликта во Франции, где позиции Manpower наиболее сильны. Из-за шумных протестов в начале года премьер-министр Доминик де Вильпен вынужден был отказаться от планов реформы трудовых контрактов для молодежи.

“Студенты были не согласны с введением трудового контракта “по желанию” для лиц моложе 26 лет”, – рассказывает Джоуеррс. Контракт “по желанию” может быть в любой момент расторгнут любой стороной без предварительного уведомления и объяснения причин. Такого рода контракты широко распространены в США. “Один американский рабочий, услышав об этом конфликте, начал возмущаться: “Мне 50, я проработал на компанию 20 лет, и у меня контракт “по желанию”. Чего они добиваются?” Но для французского рынка это совершенно нормальная ситуация”, – говорит глава Manpower, демонстрируя не столь распространенную у его соотечественников способность вникать в нюансы.

Но эта способность рождает и проблемы: управлять глобальным бизнесом, оперирующим в 72 странах с уникальными рынками труда, тяжело. Джоуеррс придумал свое решение этой проблемы.

“У большинства транснациональных компаний рецепт прост: иметь сильный центр, – объясняет он. – Но я не уверен, что это действительно хороший рецепт. У нас никогда не было таких империалистических замашек”.

Он предпочитает децентрализованный подход и использование местных менеджеров, а не иностранцев для управления подразделениями Manpower. Такой подход требует больше расходов на тренинг. “Иногда я очень расстраивался, потому что нельзя было щелкнуть пальцами и получить результат”, – говорит Джоуеррс. Но резкое улучшение финансовых показателей свидетельствует, что, хотя его стратегия потребовала много времени, результат ее оправдал.

“Мир глобален, а политики локальны”

В последнее время компания оказалась в центре политических дебатов о миграции и переносе рабочих мест в страны, где затраты на труд обходятся дешевле. “С точки зрения макроэкономики, – рассуждает Джоуеррс, – если компания не использует трудовые ресурсы третьих стран, она рискует остаться без талантов, которые позволят ее бизнесу расти. Посмотрите на демографическую ситуацию во Франции, Италии, Японии – и вы поймете, что там вы не сможете расти”.

Но подобная логика бизнеса вызывает у Джоуеррса, жителя американского Милуоки, противоречивые мысли: “Я американец, а 85% моего бизнеса находится за пределами США. Если я открываю call-центр в Бомбее, я создаю рабочие места в Индии, а не в США. Поэтому мне приходится вести жизнь “шизофреника”. Я вынужден быть агностиком в вопросе, где именно создаются рабочие места, поскольку меня в равной степени волнует судьба и французского, и индийского, и американского рынков труда. Но голосую-то я только в одной стране!”

Джоуеррс – защитник идеи управляемой миграции. “Для большинства стран это невероятно важно”, – считает он. Впрочем, он согласен с тем, что риск политических конфликтов ограничивает предпринимателей в более широком использовании мигрантов: “Политики используют национализм в собственных целях, но мир движется совсем в другую сторону. Мир глобален, а политики локальны. Из-за этого возникает серьезное напряжение”.

Глава Manpower родился и вырос в Милуоки. Здесь живут его четверо детей, и скорее всего он не стал бы так много путешествовать по миру, как приходится руководителю крупной транснациональной корпорации. По словам Джоуеррса, около 60% рабочего времени он проводит в командировках, посещая Азию 5–6 раз в год и 2–3 раза в месяц – Европу.

Его рабочий день начинается чуть ранее 6 утра с чтения газет. “Мне несложно сесть на ночной самолет, прилететь в аэропорт в 6 утра, провести встречу в 9 утра и улететь обратно в 2 часа дня. На следующий день утром я уже на работе”, – рассказывает Джоуеррс. Хотя рынок труда быстро меняется во всем мире, руководитель Manpower работает по старой американской традиции – 50 недель в год подряд.

Он говорит, что не является большим поклонником деловой литературы. “Управление компанией гораздо сложнее, чем описано в учебниках, – считает Джоуеррс. – Но если есть хорошая идея, то ее, конечно, можно использовать”.

Впрочем, он признает, что название бестселлера среди литературы по менеджменту – книги Джима Коллинза и Джерри Порраса “Бизнес на века” вполне подходит для описания бизнеса Manpower. “Мы, конечно, делаем долгосрочные прогнозы и финансовые, и инвестиционные, но здесь надо быть осторожным, чтобы долгосрочное планирование не отвлекало от принятия текущих решений”, – полагает Джоуеррс. (FT, 7.09.2006)