Врожденное чувство дуэта


Однажды июльским днем 1982 года у входа в Московский дом композиторов толпились человек сто известных музыкантов, надеясь проникнуть внутрь – на закрытый концерт американских знаменитостей: дуэта Чика Кориа/Гэри Бертона. Тогда пианист и виброфонист сыграли всего по паре коротких номеров. Но и за 15 минут потрясли буквально всех – от Александра Градского до Альфреда Шнитке. Потом себя показывали наши – от «Арсенала» до КАДАНСа. Американские знаменитости слушали с непроницаемыми лицами, но, как выяснилось, внимательно: через два года вышла пластинка квартета Гэри Бертона с русским блюзом «Иванушка-дурачок», написанным Германом Лукьяновым.

В середине 80-х Гэри Бертон приезжал к нам с квартетом, и не раз. Да и Чик Кориа про Москву не забыл – в 2001 году выступал с трио, а также с симфоническом оркестром на 100-летии Большого зала Московской консерватории. Но вместе с открытым концертом они приезжают впервые.

Кориа и Бертон отнюдь не типичные американцы. С музыкальной точки зрения, скорее европейцы.

В начале 70-х Чик Кориа стоял у истоков европейской компании ЕСМ, которая выпускала и его дуэты с Бертоном. Но и на своем американском альбоме Native Sense («Врожденное чувство», получившем премию Grammy в 1997 году) они перемежают испанские композиции Чика Кориа с изысканными багателями венгерского классика Белы Бартока. Участники дуэта предпочитают черным блюзам Моцарта и Пьяццоллу. Но все-таки остается загадкой, как Чику Кориа вот уже 40 лет удается сочинять самые поэтичные мелодии во всем джазе, а Бертону превращать виброфон (в сущности, куски металла с моторчиком, который Бертон демонстративно отключает) чуть ли не в романтическую скрипку. Скорее всего, то самое врожденное чувство.

28, 30 сентября, Дом музыки, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11