MBA, живопись и философия


Словенская IEDC – Bled School of Management – одна из ведущих бизнес-школ Центральной и Восточной Европы. Ее основатель и директор Даница Пург одновременно является президентом ассоциации CEEMAN (Central and East European Management Development Association), в которую входит 170 организаций из 40 стран, и директором Европейского центра лидерства ELC (European Leadership Centre), который был открыт, чтобы развивать искусство управления в европейских странах. С недавних пор у профессора Пург появилась еще одна должность – она вошла в консультативный совет Московской школы менеджмента, инициаторами создания которой стали крупнейшие российские бизнесмены. В интервью “Ведомостям” Даница Пург рассказывает о своих взглядах на бизнес-образование и то, чему и как стоит учить руководителей.

– Что привело вас в Москву?

– Сейчас я организую большую конференцию о новых подходах и новых методах обучения менеджменту для Московской школы управления, созданием которой занимается Рубен Варданян. Я очень обрадовалась, когда услышала о проекте Московской школы. Ее учредители говорят, что будут искать новые пути, будут строить красивое здание, закажут проект хорошему архитектору. Поскольку я вхожу в консультативный совет этой школы, то надеюсь, что смогу передать им свой опыт. Я организую для них крупную международную конференцию под названием Global Summit – мы запланировали ее на май 2007 г. Я приглашу туда около 150 человек, лучших со всего мира, и я хочу позвать их всех в Москву и постараться увлечь этой идеей.

– Что вы понимаете под новыми подходами в бизнес-образовании?

– В мире на протяжении последних лет сформировалась тенденция поиска новых путей развития менеджмента. Преподаватели пытаются найти новые метафоры, заимствовать новые знания и навыки в других профессиях. Например, искусство формирования команды: как это происходит в медицине, как это происходит в спорте, как составляется, например, хирургическая бригада, как работает с “командой” дирижер оркестра. Чему можно научиться, что можно взять из искусства. Мы говорим, что искусство шокирует, потрясает, производит огромное впечатление, вдохновляет, помогает познать себя и т. д. Искусство расширяет наш кругозор, повышает нашу восприимчивость. Продолжать учить и учиться, как это делали прежде и делают сейчас, – невыносимо скучно. Люди хотят, чтобы бизнес-образование, обучение искусству управления велось интереснее.

– Сегодня на Западе много говорят об этике бизнеса.

– В руках у руководителей компаний сосредоточена огромная власть, они на самом деле в состоянии изменить вектор развития всего мира как в лучшую, так и в худшую сторону. Хорошие руководители мыслят всеохватно, они понимают ход истории, и они мыслят, кроме всего прочего, категориями этики и эстетики. Это помогает им понять, как следует управлять обществом, поскольку среди компаний есть и такие, что вполне сопоставимы с небольшой страной. По крайней мере немало компаний, бюджет которых больше бюджетов стран. Скажем, бюджеты некоторых нефтяных компаний во много раз превосходят бюджет такой страны, как Словения. Поэтому вопрос формирования высококлассных лидеров стоит сегодня чрезвычайно остро.

Таким образом, говоря о новых путях в бизнес-образовании, с одной стороны, мы имеем в виду методологию преподавания, но что еще важнее – содержательную часть. Следует искать связи, параллели между различными видами деятельности, чему мы можем научиться друг у друга. Второе сложнее.

– А социальная ответственность бизнеса?

– Несколько лет назад к нам обратились с просьбой вести занятия с руководящими полицейскими чинами из Швейцарии. Точнее, нас спрашивали, можем ли мы этим заняться. У меня в школе есть несколько семинаров для словенской полиции – по проблемам мотивации, лидерства и т. д. Вопрос ответственности бизнеса имеет для любого руководителя колоссальное значение. Мне кажется, в первую очередь для полицейских: по долгу службы они вторгаются в жизнь других людей, они должны понимать, что их главная задача – изменять жизнь к лучшему, а не просто зарабатывать деньги.

Преподавание этики по программам МВА велось и раньше. Скажем, у себя в школе мы ввели этот курс еще 16 лет назад. Мы исходили из того, что менеджер в своей работе часто сталкивается с трудными решениями: например, увольнять или не увольнять сотрудников. Что важнее: исключительно выгода акционеров или соображения более долгосрочного характера; есть ли смысл принимать в расчет экологические проблемы? Руководители компаний чуть ли не ежедневно сталкиваются с необходимостью делать невероятно тяжелый выбор. Особое значение вопрос об ответственности бизнеса стал приобретать в последние годы, после нескольких корпоративных скандалов – с корпорацией Enron и другими компаниями. Теперь только ленивый не говорит о социальной ответственности бизнеса. К людям вдруг пришло понимание, что среди руководителей бизнеса есть немало людей откровенно непорядочных.

– Но как убедить руководителя компании, что порой следует пожертвовать сиюминутной выгодой ради долгосрочной?

– Это тяжело, но тем не менее следует доказывать, что единственный способ эффективно управлять компанией – видеть ее развитие в долгосрочной перспективе. Скажем, гораздо выгоднее заботиться о здоровье своих сотрудников, чтобы они работали успешно и плодотворно на благо компании долгие годы, а не выжимать их без остатка за два-три года. Сто лет назад наиболее дальновидные владельцы предприятий пришли к осознанию этой простой истины. Еще тогда они знали, что довольный работник работает лучше. Так что если указать человеку на связь между социальной ответственностью бизнеса и долгосрочной выгодой, может быть, это будет понятнее. Хотя было бы, мягко говоря, наивно надеяться, что каждый менеджер уйдет с убеждением, что это единственно верный путь. Нет. Но я уверена, что даже в условиях рыночной экономики нам следует выработать определенные правила. Например, в конце 1990-х ООН выступила с инициативой Global Compact. Это глобальная инициатива, в соответствии с которой компаниям предлагается объединить усилия с ООН и ее агентствами, чтобы вместе работать над проблемами общества и окружающей среды. Сегодня многие компании поддержали эту инициативу и объявили, что намерены в своих странах вести борьбу с коррупцией, социальными и экологическими проблемами. Нужны некие правила – скажем, компания, нарушающая этические нормы, не может выиграть тендер на участие в том или ином проекте. Во Франции уже 400 компаний, которые подписали декларацию, что они намерены следовать основным моральным ценностям. В Словении мы собираемся сделать то же самое и принять Global Compact.

– А коллекция живописи, которую вы собрали в школе, – тоже этический компонент в обучении?

– Да. Этика и эстетика – понятия родственные. И не хотелось бы ни руководителя, ни сотрудников рассматривать исключительно в качестве производителей: утром встал, пошел на работу, потом вернулся и ни о чем, кроме работы, не думает. Нам нужны энтузиасты, творческие люди. Руководитель, у которого развито творческое начало, может увлечь людей, он хорошо видит перспективу. И я сказала себе: в нашей школе мы включим в программу философию, станем читать лекции по устойчивому развитию. И сегодня у нас обязательная часть программы МВА – знакомство с искусством. В школе я развесила около 200 картин, открыла галерею живописи, чтобы люди, которые попадают в нашу школу, чувствовали, что она с ними “говорит”. Красота обогащает человека. Один из наших выпускников из Германии написал, что каждое утро приходил в школу на полчаса раньше, чтобы получить заряд вдохновения на весь день. Искусство несет в себе не только эстетическую компоненту – оно развивает общую восприимчивость. Как руководитель компании управляет отношениями внутри компании, так художник выстраивает композицию картины и свою палитру. Здесь есть некое сходство. Люди начинают размышлять.

– Когда вы выбирали место под школу, вы тоже руководствовались в первую очередь эстетическими соображениями?

– Да! В течение первых 14 лет наша школа располагалась в одной из резиденций президента [СФРЮ Иосипа Броз] Тито, которую мы арендовали. И там тоже было очень красиво, и там тоже была великолепная живопись. Но нам это здание не принадлежало, да и со временем оно стало для нас тесновато. Раньше мне никто такой вопрос не задавал, но теперь я вспоминаю, что, когда мы переезжали в Блед, мне было невероятно жаль уезжать от картин. Но они были частью музейной экспозиции. И тогда я пообещала себе, что создам галерею искусства. Я сама люблю искусство, и у меня дома тоже есть коллекция. Кроме того, я решила, что если нам уж приходится уезжать из такого красивого места – там был чудный парк и озеро, – то переедем мы только туда, где еще лучше. Самое красивое место в Словении – озеро Блед. Но я не представляла себе, как туда попаду. Но вдруг мне пришло приглашение от мэра – городку и впрямь требовалось увеличить число приезжих, ему нужен был новый бизнес. Мэрия предложила мне небольшое здание. Сегодня в нем у нас размещается библиотека.

Но это здание оказалось слишком мало. Рядом продавался дом, и мы заплатили за него 500 000 евро и получили то самое чудесное здание, в котором школа размещается сейчас. А теперь мы начинаем строительство третьего здания.

– Что еще вам хотелось бы улучшить и в вашей школе, и в бизнес-образовании вообще?

– Я хочу, чтобы в поиске новых решений моей школе во всем мире не было равных. Не только в обучении руководителей – здесь у нас более-менее все неплохо. Что касается связей среди преподавателей бизнес-школ, то такой широкий круг знакомств, как у меня, пожалуй, мало у кого найдется. Но в то же время мы недостаточно активно занимаемся исследовательской работой. Сейчас нам придется изучить, как наши подходы отражаются на руководителях бизнеса. Может быть, нам только кажется, что, если мы даем им не только необходимые знания, но и некоторое образование в области искусства и этики, это расширяет их менеджерские возможности? В мировой практике, конечно, есть примеры, которые свидетельствуют, что лучшие лидеры обладают как раз широким кругозором. Но нам хотелось бы еще и убедиться в том, что наше образование способствует формированию более эффективного руководителя.

Так что я собираюсь продолжать делать то, что уже делаю. Я хочу построить еще более красивую школу. А в ноябре я хочу начать то, чем пока еще никто не занимался. Некоторые школы уже приглашают к себе дирижеров, чтобы дирижер рассказал слушателям, как управляет оркестром. Так вот я хочу сделать наоборот: пригласить к себе группу из 15 дирижеров, чтобы они в нашей школе прошли курс управления. И я уже пригласила знаменитого дирижера из Дании Питера Ханке, который в течение двух дней будет заниматься с ними искусством управления, а еще два дня вместе с нашими слушателями программ МВА дирижеры будут проходить курс “искусство лидерства”.

Так что это будет небольшой эксперимент. Я хочу приглашать к себе представителей других профессий, чтобы они и у нас тоже чему-то учились. Знаете, какая сегодня самая большая проблема в мире с этими профессорами по искусству, философии и т. д.? Они не умеют проводить параллели, связывать явления. Между тем это невероятно ценное свойство, которое очень помогает в поисках новых подходов и новых решений.

А своим коллегам я желаю, чтобы к нам в Центральную и Восточную Европу ехали не только учить, но и учиться. У нас прекрасные традиции в области образования, у нас прекрасное искусство, у нас много талантливых людей – такие возможности, как у нас, следует использовать более эффективно: создать то, чего у других нет, и предложить это им.