Новички бьют старожилов


С Michigan и Dartmouth сравниться могут немногие. За шесть лет составления рэнкингов трижды побеждал Dartmouth и дважды –Michigan. Лидерство Michigan связано с тем, что эта школа в своей программе MBA во главу угла ставит опыт работы студентов. Хедхантеры ценят выпускников Michigan за умение соединять теорию с практикой. Thunderbird и ESADE ориентируются на международный бизнес, в этих школах даже действуют двухуровневые партнерские программы. Во всех трех лучших школах сильны этические традиции и традиции корпоративной социальной ответственности. В Michigan студенты разрабатывают проекты для развивающихся стран, в ESADE программы для менеджеров основаны на традициях “христианского гуманизма”, выпускники Thunderbird дают клятву следовать нормам этики.

Школы с лучшей академической репутацией заняли в рэнкингах не самые высокие места. Хотя и учебные программы, и квалифицированность преподавательского состава в опросе учитывались, для большинства его участников академичность образования была не главным критерием. Гораздо важнее для них оказались коммуникационные навыки студентов, умение работать в команде, личные этические принципы и честность, аналитические способности и умение решать поставленные задачи, а также бизнес-этика.

Из-за этого очень известные школы, такие как, например, Harvard и Stanford, занимают в рэнкингах место ниже, чем то, на которое могли бы рассчитывать по своему уровню преподавания. Признавая аналитические способности их студентов и преподавателей, рекрутеры жалуются, что выпускники самых престижных школ высокомерны и менее готовы работать в команде, чем студенты MBA других школ. Нередко крупные элитарные школы не стремятся поддерживать хорошие отношения с рекрутерами, как делают небольшие школы MBA, и из-за этого их оценки за трудоустройство были ниже, чем за работу с клиентами.

В целом участники опроса в этом году были более довольны школами, чем в прошлом: оценки были выше, и они отмечали, что планируют продолжить работать с выпускниками тех же школ. Больше половины рекрутеров считают, что качество программ MBA сохранилось на уровне прошлых лет или стало лучше.

Больше вакансий с большей зарплатой

Сейчас компании принимают на работу больше выпускников MBA и на большие оклады, чем несколько лет назад, когда спрос резко пошел вниз. Почти четверть участников опроса (по сравнению с 17% в 2005 г.) говорила, что готова брать выпускников MBA на начальную зарплату в $100 000. А 62% (против 48%) отмечали, что повысили оклады. Хотя рынок труда заметно вырос, рекрутеры отмечают, что студенты не проявляют особой жадности или требовательности – по крайней мере, пока.

“Этот год оказался очень успешным, – говорит Мори Хэниган, занимающаяся поиском талантливых выпускников MBA для компаний, – студенты по-прежнему рвутся работать и большого высокомерия не проявляют, а компании выступают с лучшими, пусть и не фантастическими, предложениями”. По большей части, добавляет она, компании довольны студентами, которых принимали на работу, хотя некоторым и не удавалось заполучить столько, сколько хотелось.

Недовольны рекрутеры одним: снижением количества и качества опыта работы у студентов. Многие школы в последнее время ослабили требования к стажу и принимают студентов с меньшим опытом – отчасти из-за снижения спроса на программы MBA, отчасти из-за желания привлечь большее количество женщин и представителей меньшинств.

Привыкнув видеть на собеседованиях выпускников MBA, у которых за плечами четыре-пять лет работы, рекрутеры жалуются, что теперь все чаще к ним приходят студенты, проработавшие год или два, прежде чем прийти в бизнес-школу.

“Принимать на работу студентов с небольшим опытом трудно, потому что у них неоправданно высокие ожидания по поводу зарплаты, бонусов и полномочий, – объясняет риэлтор из Сент-Луиса Брэд Беггс. – Между тем от них отдача меньше, а учить нужно многому”.

Национальный рэнкинг

Почему в рэнкингах лидируют именно Dartmouth и University of Michigan? Возможно, лучше, чем кому бы то ни было, ответ известен декану дартмутской Tuck School of Business Полу Дейносу. До перехода в 1995 г. в Tuck School of Business он был профессором и замдекана в мичиганской Ross School of Business, так что хорошо знает обе школы.

“Обе школы нашли золотую середину между исследовательской работой преподавателей и обучением, что, как мне кажется, отвечает интересам работодателей, – говорит он. – Кроме того, у них хорошие студенты, не зацикленные на самих себе. Это миф, что компаниям нужны несгибаемые сотрудники, готовые в землю закопать своих коллег”.

Большинство школ из национального рэнкинга – это частные школы, из которых больше половины находится в восточной части США. В национальный рэнкинг вошли все шесть университетов Лиги плюща, в которых есть бизнес-школы.

Одна из школ Лиги плюща при Columbia University, а также University of California в Беркли впервые вошли в пятерку лучших. Рекрутеры ценят их по совершенно разным причинам: University of California – за готовность выпускников МВА работать в команде, творчество и технологическую хватку, Columbia University – за финансовую образованность и высокий конкурентный дух.

Сразу на пять строчек в рэнкинге поднялся Duke University, занявший в этом году 12-е место. Особенно высокие оценки школа получила от рекрутеров, специализирующихся на розничной торговле и здравоохранении. Некоторые из них отмечали, что связи этих школ с работодателями стали лучше, а студенты более подготовлены к собеседованиям при приеме на работу.

“В последние годы я вижу, что Fuqua School университета Duke привлекает студентов с большим опытом работы, более разнообразным культурным и трудовым прошлым и большим желанием решать непростые задачи в бизнесе”, – говорит менеджер по финансам и развитию бизнеса в Microsoft Майкл Мотт.

А вот University of Southern California скатился за год с 10-го на 15-е место. Рекрутеры отмечают, что уровень студентов, с которыми они проводили собеседования, стал ниже. Некоторые студенты Marshall School of Business при University of Southern California “не имели достаточного опыта работы между первой и второй ступенью образования в университете”, сетует Крис Дебир из Hyperion Solutions – международной компании по разработке программного обеспечения со штаб-квартирой в Санта-Кларе, штат Калифорния. “Меня интересовало умение выпускников сочетать образованность с хорошим опытом работы, а именно этого я в них не обнаружил”.

Региональный рэнкинг

Здесь лидером стала Thunderbird, обогнав дважды занимавшую 1-е место Purdue University. Кроме того, Thunderbird стала пятой в международном рэнкинге и единственной региональной школой, фигурирующей в них обоих.

Совмещение регионального и международного статуса может показаться странным, но Thunderbird сотрудничает с необычным набором рекрутеров – трудоустраивающих выпускников как в юго-восточных штатах, так и в международных компаниях. Со своего основания в 1946 г. Thunderbird сделала своей целью обучение студентов для международного бизнеса. Рекрутеры рассказывают, что у студентов Thunderbird им, кроме всего прочего, нравится дух предпринимательства.

Остальные 50 региональных школ по большей части работают с рекрутерами, трудоустраивающими выпускников в том же или соседнем штатах. Места в региональном рэнкинге распределились примерно поровну между частными и государственными университетами США. Региональные рекрутеры чаще работают всего с одной бизнес-школой.

Год от года позиции школ в главном региональном рэнкинге меняются весьма значительно. В этом году резко откатились назад University of Georgia, Fordham University, Washington University в Сент-Луисе, University of Pittsburgh и Emory University.

Рекрутеры жалуются, что несколько лет назад, когда спрос на программы MBA пошел вниз, часть региональных школ снизили требования к студентам и стали принимать менее квалифицированных кандидатов.

Впрочем, низкий рэнкинг той или иной школы не обязательно означает, что рекрутеры к ней охладели. Некоторые школы, например Indiana University, Southern Methodist University и University of Arizona, получили в этом году примерно такие же оценки, как и год назад. Но их место в рэнкингах оказалось ниже, потому что больше баллов получили программы MBA других школ. В рэнкинги этого года попали восемь новых школ: например, 9-е место заняла бизнес-школа Louisiana State University (LSU).

“Оправдывают себя более жесткие стандарты приема на программы MBA в LSU”, – считает Джеймс Морин, председатель совета директоров риэлторской компании Stirling Properties из Батон-Руж, штат Луизиана. Он говорит: “Приоритеты обучения в большей степени отвечают потребностям компаний этого региона: там сильна ориентация на малый бизнес и предпринимательство, и мне уже доводилось трудоустраивать этих студентов”.

Заметнее всех поднялись в рэнкингах University of Texas, Georgetown University и University of Florida.

Рекрутеры отмечают, что новый декан и директор по трудоустройству из Georgetown University немало преуспели в подготовке выпускников чрезвычайно высокого уровня, более соответствующего требованиям рынка. “Выпускники программ MBA Georgetown University уверены в себе и профессиональны в работе, но при этом не самонадеянны – неоценимое качество для эффективной работы консалтинговой компании, – рассказывает Марк Хьюзон, консультант по менеджменту международной консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton. – Они становятся чрезвычайно надежными сотрудниками, причем без саморекламы, свойственной многим обладателям дипломов MBA”.

Еще один рекрутер от консалтинговой индустрии вербует выпускников в University of Texas. “Здесь больше студентов, чьи интеллектуальные способности позволяют им решать стратегические задачи в консалтинге”, – говорит Фрэнк Даффи из Deloitte Consulting.

University of Florida получил положительные отзывы благодаря своему отделу трудоустройства. Уэсли Эдвардс, старший вице-президент технологической компании Jabil Circuit в городе Сент-Питерсбург, штат Флорида, любит подбирать новых сотрудников среди выпускников Warrington College of Business этого университета, так как с ним тесно сотрудничает директор Warrington по трудоустройству. Он старается подбирать кандидатуры точно в соответствии с требованиями конкретной вакансии. “Это сильно ускоряет процесс трудоустройства”, – говорит Эдвардс.

Международный рэнкинг

В этом списке оказались девять школ из обоих рэнкингов школ США, девять европейских, три канадские и три латиноамериканские школы.

Три первых места заняли европейские ESADE (Испания), IMD (Швейцария) и London Business School (Великобритания). Остальные места в десятке лучших остались за американскими школами. Помимо Thunderbird высокие оценки получили Columbia и Massachusetts Institute of Technology. Высоких мест также удостоились канадская University of Western Ontario и три школы из Латинской Америки: мексиканские IPADE и Tecnol?gico de Monterrey и INCAE (Коста-Рика).

Из-за изменений в методике составления международного рэнкинга результаты 2006 г. несопоставимы с прошлогодними. Однако состав пятерки сильнейших остался прежним.

Тем не менее ESADE потеснила с 1-го места IMD (International Institute for Management Development), которая два года подряд становилась лидером списка. Главным активом ESADE большинство рекрутеров называют ее международную культуру. Примерно четверть студентов – испанцы, остальные – граждане порядка 30 стран.

Ценят ESADE и за командный дух ее студентов. “Выпускники ESADE хорошо вписываются в команду: они умеют слушать других, ценить чужие идеи и помогать другим членам команды, – рассказывает директор по персоналу испанского подразделения германской туристической компании TUI Espana Беатрис Олвера Ариас. – Выпускнику ESADE больше свойственно желание сотрудничать с другими, даже если речь идет о конкурентах, чем конкурировать с ними”.

Швейцарская IMD, занявшая 2-е место, – одна из самых выдающихся школ в мире – предлагает невероятно изысканный набор программ MBA. Выпускники IMD представляют собой особую ценность для тех компаний, которые не намерены тратить время на дополнительное обучение молодых специалистов.

“Нам нужны люди, которые быстро учатся и способны быстро выдавать результат, – говорит Лоренс Ганти, директор по развитию рынка биотехнологической Serono International. – В IMD предъявляют высокие требования к опыту потенциальных студентов, а это значит, что нам не приходится нянчиться с новичками, когда они возвращаются в бизнес”. (WSJ, 21.09.2006, Татьяна Бочкарева).