Kalina не вызрела

Д. Гришкин

Вот уже почти год, как “Рособоронэкспорт” управляет “АвтоВАЗом”, но ни один из проектов, анонсированных новыми менеджерами предприятия, так и не запущен. В частных беседах представители “АвтоВАЗа” признают, что заводу необходимо до конца года найти стратегического партнера. В начале лета на эту роль претендовала Renault. Компания хотела приобрести блокирующий пакет акций российского предприятия и разработать для него новые модели на базе Logan. Этот вариант не устроил руководство “АвтоВАЗа”, и переговоры были приостановлены.

Но на минувшей неделе они возобновились, рассказали “Ведомостям” несколько источников на “АвтоВАЗе”. Renault больше не просит продать ей долю в автозаводе, говорят двое собеседников “Ведомостей”. По их словам, французская компания предложила собирать Renault Logan на площадях “АвтоВАЗа”. А именно на конвейере, где производится сборка Lada Kalina. Впрочем, это лишь один из возможных вариантов сотрудничества компаний, оговаривается собеседник “Ведомостей”. “Renault может использовать мощности “АвтоВАЗа” для сборки своих моделей, а “АвтоВАЗ” думает, чем ему может помочь Renault, – говорит он. – Это может быть, например, двигатель, который можно выпускать на новом заводе в Тольятти”.

Представитель Renault Ольга Сергеева подтвердила, что переговоры возобновились, но до принятия окончательного решения комментировать их суть отказалась.

Сборка Logan на мощностях “АвтоВАЗа” убьет производство Kalina, уверена аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Это прямые конкуренты, обе модели принадлежат к классу B, говорит независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Kalina стоит от $9500, Logan – от $9000. Равны и объемы производства обоих автомобилей. В нынешнем году “АвтоВАЗ” и “Авфтофрамос” (СП Renault с мэрией Москвы) выпустят по 60 000 машин, а в следующем году увеличат производство до 120 000. Для “Автофрамоса” это предельная мощность, зато “АвтоВАЗ” может производить до 220 000 Kalina в год.

Но у Logan лучше перспективы, говорит Алексейчук, ведь это “глобальный автомобиль”, разработанный специально для развивающихся рынков. А вот “АвтоВАЗ” с Kalina опоздал на несколько лет, отмечает аналитик “Атона” Татьяна Капустина. Это подтверждают и продавцы автомобилей. По словам представителя столичного дилера Renault, сейчас в Москве очереди на Logan растянулись на 1–3 месяца: “Большой спрос в основном на Logan в минимальной комплектации, более дорогие версии найти достаточно легко”. В регионах ситуация еще хуже: очереди растягиваются на срок до полугода, говорит другой дилер. А вот сотрудник одного из дилеров “АвтоВАЗа” сетует, что продажи Kalina хоть и стабильны, но из-за повышения цен и осеннего снижения спроса есть небольшое затоваривание.

Достичь максимальной мощности производства Kalina “АвтоВАЗу” не удастся, уверен дилер. Но даже если бы это случилось, окупить $550-миллионные инвестиции в разработку автомобиля завод не сумел бы, считает Капустина. По ее словам, “АвтоВАЗ” будет вынужден сокращать производство этой модели. А переговоры о сборке Logan свидетельствуют о том, что руководство предприятия готово на это пойти. Партнерство с Renault гарантировало бы “АвтоВАЗу” будущие дивиденды – в виде технологий производства двигателя или новой, более удачной и своевременной платформы, говорит Капустина.

Новые технологии или лицензии пригодились бы “АвтоВАЗу”, ведь он готовится подписать соглашение о создании СП с канадской Magna, говорит источник на предприятии. Оно займется разработкой новой модели класса C и строительством нового завода для ее сборки мощностью 220 000 автомобилей в год с перспективой расширения до 450 000. Сотрудник Magna подтвердил информацию о переговорах с “АвтоВАЗом”.