Доверить судьбу зрителям


Несколько раз в жизни гонконгский телепродюсер Роберт Чуа оказывался в нужном месте в нужное время. Он родился и вырос в зажиточной сингапурской семье торговца тканью. Но ему не исполнилось и 10 лет, когда его родители развелись, а двух сыновей отправили в местный интернат. “Пришлось быстро повзрослеть и научиться защищать себя, – говорит Чуа. – Но я приобрел полезный навык: быстро адаптироваться к любым условиям и любой среде”. Он продолжил учебу в англо-китайской школе, а затем поехал в Австралию, где окончил местный Кинг-Колледж и в возрасте 17 лет устроился на работу в телекомпанию ADS Channel 7.

Он сразу же влюбился в телевидение и с радостью брался за любую работу. Всего за два года он освоил несколько телевизионных профессий: постановщика, оператора и даже режиссера телевизионных программ. Правда, работать зачастую приходилось без выходных и по 15 часов в сутки.

В начале 1966 г. Чуа вернулся на родину. Уже тогда он очень хорошо знал, как должен работать успешный телевизионный канал. Но в Азии телевидение делало свои первые шаги. Поэтому чуть больше года он проработал продюсером нескольких радиошоу. В ноябре 1967 г. в возрасте 21 года он стал одним из основателей первого в Гонконге национального телевизионного канала TVB (Television broadcast), а также автором и продюсером одной из самых успешных его программ – Enjoy Yourself Tonight.

Первые успехи позволили Чуа задуматься о собственном бизнесе, и в 1974 г. он создал независимую продюсерскую компанию Robert Chua Production House. При ее непосредственном участии было создано множество известных в Гонконге развлекательных и образовательных программ и рекламных роликов. В 1994 г. Чуа замахнулся на создание собственного телеканала и даже согласился заплатить аванс в $400 000 из собственных денег компании, занимающейся спутниковой связью. Эта сделка позволила ему получить права на вещание через спутник Aspstar практически на всю Юго-Восточную Азию. “С точки зрения бизнеса это был очень недальновидный поступок”, – говорит сейчас Чуа. Но его целеустремленность помогла ему привлечь группу азиатских и американских инвесторов, которые согласились вложить $30 млн в новый частный телевизионный канал CETV, который начал вещание в 1995 г.

Чтобы сформулировать главный принцип CETV, Чуа не требуется много слов: “Без секса, без насилия, без новостей”. К 1998 г. ему удалось договориться с консорциумом китайских компаний о начале трансляции программ CETV по кабельным каналам в Южном Китае.

Но в последний момент китайские партнеры не смогли выполнить своих обязательств, и сделка сорвалась. CETV был нанесен, казалось бы, непоправимый ущерб. Рекламодатели, заинтересованные в китайской аудитории, начали отказываться от контрактов.

Детище Чуа оказалось на грани выживания. Он не нашел ничего лучшего, как организовать серию ток-шоу “От сердца к сердцу”, посвященную обсуждению бедственного финансового положения телеканала.

Зрители не остались безучастны. “Это не ваш телеканал, это наш телеканал”, – сказал в телефонном разговоре с Чуа один из них. И поклонники телеканала стали делать в его адрес пожертвования, о которых их никто не просил. Собранные зрителями средства – всего около $128 000 – помогли каналу продержаться на плаву до тех пор, пока один из рекламодателей не согласился заплатить авансом около $1 млн. “Мы получили поддержку со всего Китая и всей Юго-Восточной Азии, – говорит Чуа. – Слава богу, я знал, как работает телевидение. Нам удалось резко сократить расходы, и мы выжили”.

К 2000 г. аудитория телеканала достигла 33 млн человек по всей Азии, и в июне 2000 г. 80% акций компании Чуа согласилась купить американская Time Warner. По условиям сделки Чуа сохранил за собой пост председателя совета директоров. В 2003 г. долю Time Warner согласилась выкупить группа компаний Tom Group.

Чуа сосредоточился на создании новых проектов. В декабре 2004 г. начал вещание его новый проект – The interactive channel (TIC), который Чуа называет ни много ни мало первым в мире интерактивным телевизионным каналом и экспериментальной лабораторией телевидения нового поколения.

Главная идея Чуа проста – телезрители могут и должны становиться соавторами телевизионных программ. Главное блюдо нового канала Чуа – интерактивные ток-шоу, в которых может принять участие практически любой зритель. Для этого достаточно отправить в адрес канала текстовое сообщение с комментарием или вопросом ведущему или участникам шоу. Лучшие комментарии и вопросы зрителей появляются в специальной области телевизионного экрана. Кроме того, владельцы интернет-видеокамер или мобильных телефонов третьего поколения могут позвонить в студию и в прямом эфире лично задать вопрос ведущим и гостям передачи.

“Вы наблюдаете рождение будущего телевидения, – говорит Чуа. – Через пару лет так будет работать большинство телевизионных программ по всему миру”. Поэтому уже сейчас его компания занимается продюсированием и созданием интерактивных телевизионных программ на заказ. (FT, 12.09.2006, Ирина Окунькова)