Реклама виновата


С мая по август 2006 г. в эфире радиостанции “Авторадио-Дудинка” транслировался ролик: “Предприятие “Кама” приобретает у жителей и гостей Дудинки лом цветных и черных металлов. Трубы и лист из нержавеющей стали. Прокат. Дорого”. “Норникель” усмотрел в этом побуждение жителей Дудинки к хищению у компании металлического оборудования. По подсчетам металлургов, за время трансляции рекламы “Камы” число краж увеличилось. В УФАС с доводами компании согласились и признали, что “Кама” нарушила п. 1 ч. 4 ст. 5 закона “О рекламе”, распространив рекламу, побуждающую к совершению противоправных действий. Замруководителя управления Олег Харченко пояснил, что постановление правительства, регулирующее правила обращения с отходами цветных металлов, запрещает физлицам сдавать готовые изделия из металла. “В отношении фирмы возбуждено дело об административном правонарушении, и ей грозит штраф в размере 500 000 руб.”, – добавил чиновник.

Замначальника управления комплексного анализа и информационной безопасности “Норникеля” Юрий Попов пояснил, что заявление в отношении “Камы” стало первым шагом в борьбе c рекламой пунктов приема цветмета. “Мы пытаемся противостоять фирмам, скупающим краденый металл, с помощью милицейских проверок. Но они не всегда эффективны”, – рассказывает Попов. Ущерб от краж металла для “Норникеля” исчисляется десятками тысяч рублей ежемесячно, но их главная опасность – в создании аварийной угрозы из-за повреждений технологического оборудования.

Связаться с “Камой” вчера не удалось, но, по информации УФАС, представители “Камы” утверждают, что не принимали запрещенный лом, а радиореклама адресована как физическим, так и юридическим лицам.

Участников рынка решение ФАС удивило. Начальник отдела маркетинга каменск-уральского “Металл-комплекта” (один из крупнейших в России переработчик металлолома) Марина Кадочникова считает, что реклама “Камы” не может побудить к кражам, поскольку она просто озвучила свои всем известные функции. “Реклама с подобными формулировками часто встречается в СМИ, но я не слышала о разбирательствах по поводу ее публикации”, – утверждает Кадочникова. По мнению президента МАИР Виктора Макушина, хищения стимулирует не реклама переработчиков, а несоблюдение надзорных функций властными органами.

А компании, страдающие от краж металла, решение ФАС поддерживают. Владелец новосибирской группы предприятий “Профиль” (производство металлоконструкций) Олег Кузнецов согласен, что подобная реклама скорее побуждает красть трубы и кабель, чем собирать банки из-под Pepsi.

В ОАО “Российские железные дороги” серьезно обеспокоены масштабом хищений металлов, сообщили в пресс-службе. Только в июле 2006 г. у РЖД похитили металлосодержащее оборудование на общую сумму 2 млн руб. В компании приветствуют инициативу “Норникеля”, но пока борются с криминализацией переработки лома другим путем: в 2006 г. РЖД внесла в Госдуму предложение удалить из полосы отчуждения железных дорог пункты по приему лома.

Гендиректор агентства FCBi Владимир Коровкин говорит, что случаи, когда рекламу подозревают в побуждении к преступлению, крайне редки. Решение ФАС он считает логичным, поскольку реклама “Камы” действительно могла стимулировать людей к хищениям. А начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский напомнил, что норма о “рекламе, побуждающей к совершению противоправных действий”, действует лишь с 1 июля 2006 г., поэтому подобных решений пока не выносилось. Но, по его словам, заявления о применении этой нормы уже поступают в ФАС.