Имперская гордость


Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на пресс-показе выставки долго разглядывал витрину со скифским золотом, привезенным ко двору Петра I из Тобольска. “Надо завтра посмотреть, осталось ли что-то дома”, – пошутил Пиотровский. Шутка уместна – конечно, эрмитажные “Золотые кладовые” не опустели, но в Москву из них привезли действительно только великолепные вещи. Начиная с уникального древнего золота из сибирских и крымских раскопов и заканчивая самым поздним экспонатом – копиями императорских регалий (большая и малая короны, скипетр и держава), изготовленными на фирме Карла Фаберже в 1900 г. В маленькой копии большой короны 1083 бриллианта и 2458 алмазов.

Но изделия самой популярной сегодня русской ювелирной фирмы, несмотря на ослепительный драгоценный блеск, меркнут перед соседними экспонатами – вещами из коллекций российских императоров. Большинство из них относится к XVIII в., когда знали толк не только в роскоши, но и в изяществе и уникальности. Тончайшей работы серебряные и золоченые, филигранные с росписью и жемчугом флакончики, шкатулочки, коробочки и шпильки из китайского собрания Екатерины II настолько прихотливы и затейливы, что их может рассматривать долго и не скучая даже человек, уверенный, что равнодушен к драгоценностям. Как и уникальные камеи и табакерки, к которым великая императрица имела особую слабость.

Привезли в Москву из Санкт-Петербурга и два популярнейших ювелирных эрмитажных экспоната – красочный (топазы, аквамарины, сапфиры, рубины) “Букет цветов” придворного ювелира Елизаветы Петровны Иеремии Позье и элегантную “Ветку лилий в вазе” с благородным сочетанием алмазов, бриллиантов и жемчуга (часть приданого великой княжны Александры Павловны). Глядя на эти совершенные произведения ювелирного искусства, понимаешь, почему работы Фаберже считали когда-то грубоватыми и немного мещанскими.

Но игрой драгоценных камней и изумительной по тонкости работой в императорских коллекциях поражают не только дамские безделушки, но и шпаги, пистолеты и конская сбруя – дипломатические маскулинные подарки русскому двору от восточных султанов и падишахов.

Почему во времена повсеместного торжества демократии и унифицированного минималистского дизайна выставки императорских сокровищ имеют стойкую популярность – вопрос со многими очевидными ответами. Такой власти и богатства, как русские самодержцы, никто теперь не имеет, поэтому и предметы, эту власть символизирующие, куда больше впечатляют, чем затеи современной власти и новых богатых. Увидеть, что же такое истинная роскошь, можно, конечно, только в музее. К тому же бывшие императорские сокровища теперь принадлежат государству, то есть всем, а значит, некому завидовать.

Сотрудники кремлевских музеев эту зрительскую психологию понимают, выставки царских сокровищ они с неизменным успехом возят по миру, а в год своего юбилея решили привезти в Москву драгоценности из коллекции Людовика XIV, Кунсткамеры Габсбургов и сокровищницы саксонского курфюрста Августа Сильного. Заключительная выставка в юбилейной серии – эрмитажная. Она оказалась самой роскошной. Так кремлевские и эрмитажные музейные работники проявили патриотизм. Хотя ответ на вопрос, как патриотизм связан с фактом, что в кладовых русских императоров хранились исключительные богатства, не очевиден.

Выставка продлится до 25 февраля