В последний путь


Vault.com, один из наиболее авторитетных американских сайтов, посвященных вопросам поиска работы и подбора персонала, провел исследование условий увольнения сотрудников. В его ходе было опрошено 706 работников, занятых в различных отраслях экономики. Цель исследования – выяснить, насколько легко проходит расставание с работодателем. Причем как в случаях, когда инициатива увольнения принадлежит работнику, так и наоборот. Выяснилось, что лишь 39% увольняющихся уходят мирно. Остальные – со скандалами той или иной степени тяжести. 42% уходящих устраивали публичные сцены, 24% рассылали массовые электронные письма с нелестными отзывами о компании и ее руководстве. 18% позволяли себе критику при собеседовании на новом месте работы. 12%, уходя, прихватывали с собой что-нибудь из имущества компании и 4% давали волю рукам. “Подобного рода реакция возможна, когда человек, увольняясь, чувствует себя обиженным, непонятым, недооцененным, не реализовавшимся в этой компании, – рассуждает Юлия Садыкова, директор по развитию бизнеса компании “Экопси Консалтинг”. – Причем желание отомстить возникает задолго до того, как человеку объявляют о его увольнении: решение начальства лишь дает ход накопившимся чувствам”. По мнению Садыковой, все это к тому же плохо сказывается на репутации компании, так как любая эмоциональная реакция сотрудника при увольнении свидетельствует о ее слабости и неумении грамотно работать с персоналом.

Российские работодатели эту проблему обходят стороной и уверяют, что в их компаниях такого рода поведение сотрудников – редкость. “Русскому человеку вообще не свойственно публично выражать свои эмоции, – говорит Борис Щербаков, гендиректор представительства Oracle в СНГ. – Он скорее замкнется в кругу семьи или друзей и там даст волю чувствам, чем позволит себе нечто подобное”.

Сотрудники инвестиционного банка “Траст”, по словам HR-директора Руслана Шатохина, в этих ситуациях ведут себя “вполне рационально”. “Самое большое, что они себе могут позволить, – это нелицеприятно отозваться о компании в приватной беседе с коллегами”, – говорит он.

И все же примеры скандалов, связанных с увольнениями, хоть и редко, но встречаются. Менеджер по корпоративным коммуникациям консалтинговой группы “Кузьменков и партнеры” Владимир Скрипниченко вспоминает случай из своей практики. В небольшой компании, занимающейся производством банковского оборудования, где он работал менеджером по маркетингу, уволенный с должности менеджера по продажам сотрудник удалил с жесткого диска своего компьютера базу контрагентов. К счастью, специалисты IT-отдела данные восстановили – в противном случае были бы сорваны поставки оборудования и не выполнены контрактные обязательства перед клиентами. Валерий Тарабрин, управляющий директор сети музыкальных магазинов “Музторг-2”, вспоминает ситуацию, когда ему пришлось уволить “очень талантливого” менеджера, который играл в группе и постоянно пропускал работу из-за концертов. “После того как сотрудника поставили перед фактом, он молча собрал свои вещи и ушел, – рассказывает Тарабрин. – Но на следующий день привел к дверям магазина своих друзей-музыкантов, и те в течение рабочего дня распевали про меня песни”.

“В отличие от американского российское трудовое законодательство в большей степени защищает права работника, поэтому увольнять кого бы то ни было со скандалом у нас – большая проблема”, – комментирует заместитель гендиректора по работе с персоналом “Северсталь-групп” Андрей Митюков. Прежде чем принять решение об увольнении, руководитель подразделения “Северсталь-групп” консультируется с HR-менеджером. “Чтобы не допустить эмоциональных всплесков, мы проводим беседы с сотрудниками, а заодно разбираем ситуацию”, – говорит Митюков.