Иран сыграет нефтью


“При необходимости Иран использует любое средство, чтобы защитить свои интересы”, – цитирует Reuters со ссылкой на иранское агентство Fars вчерашнее заявление иранского министра нефти Казема Вазири Хамане. А в понедельник иранское государственное ТВ сообщило, что Иран выставляет на международный тендер 17 блоков (участков месторождений), пять из которых располагаются на шельфе Персидского залива. Общая площадь этих блоков – 129 000 кв. км, а минимальный объем инвестиций в разведку каждого из них, по словам директора по нефтеразведке Национальной иранской нефтяной компании Махмуда Мохадеса, составляет более 460 млн евро. Презентация блоков международным инвесторам пройдет на конференции, которая состоится в Вене в начале марта. Как рассказал руководитель Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, речь идет о тех самых 17 блоках, часть которых, как отмечалось две недели назад на заседании двусторонней межправительственной комиссии в Тегеране, планировалось отдать российским компаниям. По его словам, ситуация изменилась после того, как в Совбезе ООН Россия проголосовала в поддержку резолюции о санкциях в отношении Ирана.

СБ обязал МАГАТЭ через 60 дней представить новый доклад о том, как Иран сотрудничает с этим агентством. Если МАГАТЭ посчитает степень сотрудничества удовлетворительной, то санкции будут немедленно сняты. В противном случае – усилены. В ответ Тегеран заявил, что резолюция противозаконна, а он ускорит работы по ядерной программе, чтобы к 20 марта ввести в действие каскад из 3000 центрифуг.

Голосование России в поддержку санкций нанесло ущерб ее репутации в глазах иранских партнеров, отмечает Сафаров. “Во многих долгосрочных проектах, где планировалось участие России, теперь оно оказывается под вопросом, – говорит Сафаров. – В частности, в некоторых важных сферах, где Иран – исходя из стратегического отношения к России – не объявлял международные тендеры и предлагал эти проекты России”.

Из российских компаний на нефтегазовом рынке Ирана сейчас работает только “Лукойл”, который вместе с норвежской NorskHydro занимается разведкой блока Анаран на месторождении Азар. “Сейчас мы только ведем переговоры с Иранской национальной нефтяной компанией о подписании договора на разработку данного месторождения и пока еще никаких прибылей не получили”, – рассказывает пресс-секретарь “Лукойла” Григорий Волчек. По оценке аналитика МДМ-банка Андрея Громадина, общий объем инвестиций в этот проект пока не превышает $50 млн.

“Объявление международных аукционов, сигналы, что Россия упускает большие выгоды, имеют под собой мало экономических оснований, – уверен Громадин. – Это скорее политические заявления”. Пока Россия не получает в Иране больших прибылей даже от ядерных проектов в Бушере, что уж говорить о гипотетических нефтяных проектах, рассуждает эксперт.