Немецкий мужик


На состоявшейся на прошлой неделе встрече с делегацией из Германии губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что Ульяновская область готова стать пилотной площадкой для организации компактного заселения бывших россиян, изъявивших желание вернуться из Германии на родину. По словам представителя пресс-службы облправительства, идея предложить этническим немцам, родившимся в Поволжье, но впоследствии переехавшим в Германию, вернуться на родину возникла после подписания президентом Владимиром Путиным указа “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”. По сообщению члена немецкой делегации Александра Кромма, создан координационный совет по переселению из Германии.

Пресс-секретарь губернатора Ульяновской области Дмитрий Шиков сообщил, что сейчас разрабатывается программа переселения немцев в Чердаклинский район. По его словам, в районе уже есть одно многонациональное село – Богдашкино, где проживает 420 человек, в том числе 215 немцев, 140 русских, 50 украинцев, 15 молдаван. По президентской программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев в 2006 г. Ульяновская область получила более 64 млн руб. из федерального бюджета, которые израсходованы на строительство домов и дорог в Богдашкино. Шиков полагает, что переселять немцев не обязательно будут в Богдашкино, но отмечает, что в этом селе им было бы легче адаптироваться. По словам чиновника облправительства, в районе развито сельское хозяйство, а в Богдашкино, в частности, кооперативы по переработке сельхозпродуктов.

Начальник управления по труду обладминистрации Виктор Воронков подтвердил, что подробный проект сейчас разрабатывается и в него будут вноситься коррективы. Источник в облправительстве рассказал, что реализация программы должна начаться со второй половины 2007 г. и ее проект – переселение 316 человек, на каждого из которых предусмотрено 7000 руб. в год – эти деньги пойдут не напрямую переселенцам, а в бюджетные учреждения, услугами которых они будут пользоваться (больницы, детские сады, школы и т. д.).

Пресс-секретарь Федеральной миграционной службы Константин Полторанин рассказал, что в федеральной программе добровольного переселения соотечественников в качестве пилотных значатся Калининград, Липецк, Тверь, Тамбов, Тюмень и другие города, но Ульяновская область в этом списке не значится. По его словам, присоединиться к программе не запрещено, если у ульяновских властей есть потребность в кадрах, а также жилье и рабочие места для соотечественников. Полторанин говорит, что в Германии есть немцы, недовольные своим положением и желающие переселиться.

Но бывший тольяттинец, покинувший родину в 1993 г., а сейчас депутат местного совета Бузсек-Оппенрода Фридрих (Федор) Пфафф считает, что возвращаются в Россию лишь “хулиганы, которые боятся, что их будут преследовать здесь по закону”. Даже безработные и откровенные тунеядцы чувствуют себя в ФРГ абсолютно защищенными (минимальный соцпакет составляет 400 евро), считает депутат. “Представить, чтобы кто-то добровольно покинул страну и отправился в неустроенную Россию, чтобы пахать там на земле, получая гроши, я не могу”, – говорит Пфафф и добавляет, что если и уезжают из Германии поволжские немцы-фермеры, то в Парагвай или Канаду.

Глава Белоярского сельского поселения в Чердаклинском районе Николай Архипов говорит, что из трех колхозов в его районе два – “Волга” и им. Мичурина – находятся в стадии банкротства и выживает только колхоз им. Калинина, в котором крестьяне засаживают 1660 га земли, работают на ферме на 200 голов крупного рогатого скота и где еще можно найти жилье. Большинство же местных жителей стараются найти достойные заработки на стороне, например на Севере или уезжают в крупные города России.