Без комментариев


Есть в Москве очень славный фестиваль. Десять лет назад его организовали молодые музыканты, разъехавшиеся было по разным странам мира, но быстро соскучившиеся по студенческому братству. Отсюда и название: «Возвращение». Лидеры фестиваля – скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков – сразу придумали основные принципы, которых строго придерживались девять лет: 1) каждый концерт содержит опусы, объединенные некой литературной темой (например «Возлюбленная-вдохновительница» или «Расстройство творческой психики»); 2) ни одно сочинение, однажды сыгранное на фестивале, не должно повторяться в следующие годы.

Для нынешнего, юбилейного фестиваля решено все-таки сделать послабление. Четыре из пяти концертов – своего рода «избранное» из прошлых лет. Зато концерт-открытие 7 января впрямую посвящен титульной для фестиваля теме. Первая группа опусов (Бах, Сежурне, Дауленд, Пьяццолла) идет под грифом «Прощание». Вторая (Худоян, Брамс, Гофман, Дьянс, Глинка) пребывает в «Разлуке». Третья (Бетховен и Десятников) знаменует желанное «Возвращение».

Леонид Десятников написал свой опус специально по заказу фестиваля. В Москве музыка Десятникова периодически звучит, но мировой премьеры не было со времен оперы «Дети Розенталя». Опус «Возвращение» написан для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели. Длится он около восьми минут. Мы надеялись, что композитор хоть немного расскажет нам про свой замысел. Но Леонид Десятников, всегда столь безропотно идущий на истязания интервьюеров, в ответ на наш запрос прислал письмо с заголовком «Отказ (вежливый)». И даже то немногое, что написал в письме, запретил цитировать. Тогда мы связались с руководителем фестиваля Романом Минцем. Тот как раз получил из Питера партитуру Десятникова. На просьбу сообщить что-либо о новом опусе Минц ответил, что композитор взял с него обещание до премьеры молчать.

Согласитесь, что это симптом оздоровления искусства. Композитор задумал сюрприз. Мы должны его раскусить. Сами. Без подсказок. Мы уже насколько привыкли к тому, что нам все заранее объясняют в аннотации, кладут в рот предварительно разжеванную концепцию, а потом готовую критическую интерпретацию, что после этого слушать еще и музыку (смотреть картину, читать книгу) нам нет никакой необходимости.

Леонид Десятников решил с нашими обычаями побороться. «Как же это называется?» – обиженно спросим мы. Это называется возвращение.

7, 9, 11, 13, 15 января, Рахманиновский зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 02 94