Государство взялось за машиностроение


Активную деятельность государство развернуло в секторе энергетического машиностроения. “Неожиданный интерес к этой традиционно закрытой отрасли объясняется масштабными планами РАО ЕЭС и Росатома по вводу новых энергетических мощностей, а значит, и расчетом на рост заказов для машиностроителей”, – уверен топ-менеджер одной из профильных компаний. Так, продажи “Силовых машин”, которые должны превратиться в “предпочтительного поставщика” РАО ЕЭС к 2010 г., увеличатся с нынешних $600 млн до $1,5 млрд. А портфель заказов “ЭМАльянса” для атомной отрасли, на которую пока приходится не больше 5% от общего объема производства, в 2007–2010 гг. составит порядка $500 млн.

Еще в прошлом году “Объединенные машиностроительные заводы” (ОМЗ) оказались под контролем инвесторов, интересы которых представляет Газпромбанк. За прошедший год новые собственники так себя и не назвали, зато стала ясна судьба предприятий, входящих в ОМЗ. На базе “Уралмашзавода” будет создано СП с “Металлоинвестом”, который внесет туда завод “Ормето-ЮУМЗ”. А атомные активы ОМЗ войдут в новую компанию, создать которую обещают Росатом и Газпромбанк. В нее же попадет и пока самый крупный актив в копилке атомщиков – завод “ЗиО-Подольск”, купленный в этом году. Стоимость объединенной компании, которая в перспективе должна стать публичной, предварительно оценивается в $4–5 млрд.

После покупки в предыдущие годы “Юганскнефтегаза” и “Сибнефти” аппетиты госкомпаний стали расти. В 2006 г. “Газпром” получил контроль над “Сахалином-2”, обратило свои взоры государство и на машиностроение. Самой дорогой сделкой в отрасли стала покупка Внешторгбанком около 6% акций EADS, на которые госбанк должен был потратить свыше $1 млрд. А главным событием года стало учреждение Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая должна объединить почти 20 компаний и стать пятой по величине в мире. При оценке будущих участников ОАК, почти все госактивы были оценены по максимуму, а самым дорогим стал “Сухой”, благодаря чему государству на первом этапе создания ОАК достанется 90,1% акций.

По пути частно-государственного партнерства решили пойти в этом году владельцы “Трансмашхолдинга”, согласившиеся продать “Российским железным дорогам” (РЖД) более 25% акций компании. “Трансмашхолдинг” – крупнейший поставщик РЖД, и “просто хороших отношений руководителей”, по мнению президента монополии Владимира Якунина, явно недостаточно: только став совладельцем “Трансмашхолдинга”, РЖД получит “гарантию стабильного сотрудничества”.

В следующем году тенденция по увеличению присутствия государства в машиностроении продолжится. Консолидацией двигателестроения уже решила заняться АФК “Система”, выкупившая в этом году у ВТБ “Пермские моторы”. Заявив о планах создания нового машиностроительного холдинга, “Система” уже начала переговоры об объединении с НПО “Сатурн” и Уфимским моторостроительным объединением. А неформально одна из сторон планируемой сделки признается, что поучаствовать в ней собирается и госпосредник по торговле оружием “Рособоронэкспорт”.