Пристегните ремни


Только-только появившись на свет, аэроплан стал предметом экспонирования: конструкторы «этажерок», которым не хватало средств для завершения работы, за деньги показывали любопытной публике свои недостроенные творения. Потом авиация стала частью обычной жизни, а спустя время обзавелась собственной историей. Экспонаты некоторых авиационных музеев не хотят мириться со своей участью – и время от времени взмывают в небо.

Великобритания

Музей RAF (Королевских военно-воздушных сил) расположен на севере Лондона, в районе Колиндейл-авеню. С 1910 года тут существовало летное поле, на котором работала школа Луи Блерио –первого авиатора, перелетевшего Ла-Манш. Впоследствии здесь был лондонский аэродром – место проведения многочисленных авиационных шоу, которые начались в 1912 году и продолжались между мировыми войнами. В 1972 году королева открыла музей RAF, в тот момент в нем было 36 самолетов. Сегодня коллекция музея насчитывает более 130 летательных аппаратов, дающих представление о любом периоде развития авиации. Основная часть экспозиции расположена в двух исторических ангарах времен Первой мировой войны. Третий ангар во время Второй мировой был уничтожен прямым попаданием немецкой реактивной ракеты V-1. Посетитель проникнется величием воздушной битвы, в которой фашисты не смогли разгромить британскую авиацию, – и Гитлер отказался от планируемого вторжения в Англию. Об этой странице истории Великобритании рассказывает экспозиция в отдельном здании. Англичане патетически назвали ее «Наш самый прекрасный час». Реагируя на посетителей, сенсорные датчики включают световые и звуковые эффекты вроде сигнала тревоги и свиста падающих авиабомб. На сайте музея открыты и несколько виртуальных выставок, которые можно посетить не выходя из дома.

Royal Air Force Museum Hendon

Grahame Park Way

Тел. 020 82 05 22 66 (общая информация)

Понедельник – суббота 10.00-18.00

Экспозиция в здании авиационной фабрики

Grahame-White Factory

10.00-12.00. Вход бесплатный

www.rafmuseum.org.uk/london/index.cfm

Нидерланды

Голландский «Авиадром» находится в аэропорту Лелистад (45 минут от Амстердама). Здесь не только весьма приличный авиационный музей, но и тематический парк, интересный и детям, и взрослым. На юных посетителей неотразимое впечатление производит «полет» на авиасимуляторе современного реактивного истребителя – таких острых ощущений не получишь на привычных аттракционах. Взрослые оценят неповторимую атмосферу тех лет, когда авиапутешествие было доступно лишь избранным – счастливчикам и храбрецам. Для этого в «Авиадроме» построена точная копия терминала амстердамского аэропорта 20-х годов прошлого века. Неподалеку у ангара стоит единственный в мире летающий экземпляр «рабочей лошадки» 30-х – Douglas DC-2. Ну а за отдельную плату можно и полетать на музейных экспонатах. Среди них наш Ан-2, рекламируемый как «самый большой в мире одномоторный биплан». Порадует и двухместный самолетик 50-х годов Fokker S11 – пассажир сидит в нем рядом с пилотом. 30-минутный полет стоит 189 евро и может сопровождаться демонстрацией пилотажных фигур (если у вас все в порядке с вестибулярным аппаратом).

А любители военной истории смогут подняться в воздух на знаменитом самолете-амфибии времен Второй мировой – Consolidated PBY Catalina. Обычный полет будет стоить 179 евро, а часовой с посадкой на воду обойдется в 279 евро.

National Aviation Theme Park Aviodrome

Lelystad Airport

Тел. 020 40 68 000

Сентябрь – июль, июль–август, 10.00-17.00, 9.00-18.00 (кроме понедельника). Вход 14,9 евро

www.aviodrome.nl

США

Счет авиационных музеев в США идет даже не на десятки, а на сотни! Среди них есть несколько собраний мирового уровня, побывать в которых мечтают любители авиации из многих стран. История аэрокосмического музея на военно-воздушной базе Хилл недалеко от Огдена (штат Юта) началась не столь уж давно – в 1986 году. В 1996-м музей принял миллионного посетителя, и сейчас его ежегодно посещают более 180 тысяч человек. Музей популярен не только благодаря интереснейшей коллекции, включающей и биплан братьев Райт, и самый современный межконтинентальный бомбардировщик Boeing B-1B Lancer. Здесь можно получить сведения об экспонатах из первых рук, ведь никакой экскурсовод не расскажет о самолетах лучше летчика или механика. В музее постоянно работают почти сотня добровольцев. Они не проводят экскурсий, а дежурят у тех самолетов, на которых сами когда-то летали или которые обслуживали, и с удовольствием рассказывают и о них, и о своей жизни. «Бесхозными» остается разве что парочка советских Мигов из зала, посвященного «холодной войне».

Hill Aerospace Museum

Hill AFB, NW corner – Exit #341, I-1

Тел. 801 77 76 868

7 дней в неделю, 9.00-16.40

http://www.hill.af.mil/museum/

Вход бесплатный

Россия

В 1932 году в Подмосковье был открыт аэродром, предназначавшийся для базирования тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Желенодорожная станция, построе ная около него, расположилась на месте бывшего хутора Монино. В 1940 году в поселке Монино была размещена Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной армии, а в 1958-м здесь был создан музей ВВС. Число самолетов-экспонатов в тот момент не превышало десятка. Сейчас Центральный музей ВВС РФ дает возможность проследить всю историю воздухоплавания и авиации в России – от первых дирижаблей до современных реактивных самолетов. Такого собрания отечественных машин (и военных, и гражданских) нет нигде в мире. Причем в десяти залах музея и на открытой площадке экспонируются не только серийные, но и уникальные опытные самолеты.

В их числе и знаменитая «Сотка» (Су-100 конструктора Павла Сухого), самолет с обшивкой из титана, летавший со скоростью 3200 км/ч.

Центральный музей ВВС РФ

Понедельник, вторник, четверг, пятница 9.30-13.30 и 14.15-17.00, суббота 9.00-14.00

Тел. 526 33 27

www.monino.ru