Как составлялся рэнкинг


При подготовке первого рэнкинга в 1999 г. анкеты были разосланы почти 14 000 выпускникам бизнес-школ, закончившим их тремя годами ранее. Из них ответили 25%, а в итоговый список были включены 50 школ. В этом году электронные анкеты получили почти 23 000 бывших студентов, из которых ответили более 10 000 (44%, на 8% больше, чем в прошлом году).

Процесс сбора данных начался в июле 2006 г., и поначалу в нем участвовали 155 бизнес-школ. Чтобы участвовать в рэнкинге программ МВА FT, школа должна иметь международную аккредитацию AACSB, AMBA или Equis; программа full-time MBA должна быть запущена не менее пяти лет назад; первый выпуск по этой программе должен был состояться не менее трех лет назад. Кроме того, выпуски 2003–2005 гг. должны насчитывать не менее 30 слушателей каждый.

Из 155 бизнес-школ, которые начали участвовать в исследовании, 42 были впоследствии отсеяны, так как их выпускники предоставили FT недостаточно информации. По правилам составления рэнкинга FT школа допускается к участию в рэнкинге, если на анкеты ответили по крайней мере 20% выпускников трехлетней давности, а если на курсе училось меньше 100 человек, то число ответов должно быть не меньше 20. В итоговый рейтинг вошли первые 100 из оставшихся 113 бизнес-школ.

Недосягаемые лидеры

В десятке ведущих школ рэнкинга общая ситуация по сравнению с прошлым годом изменилась несильно. Девять из них занимают места в группе лидеров с завидным постоянством в течение последних трех лет, а восемь входят в почетный список на протяжении последних шести лет. Лидером списка по-прежнему остается школа Wharton при University of Pennsylvania. На протяжении последних семи лет она уходит в далекий отрыв от группы догоняющих. На этот раз, благодаря высоким зарплатам своих выпускников и масштабной научной работе, Wharton так далеко оторвался от соотечественников в лице Columbia Business School, что последним пришлось бы повысить свой результат на 14%, чтобы сравняться с лидером.

Wharton значительно опередила соперников и еще по одному параметру – “Рекомендации выпускников”.

Впрочем, Columbia Business School, обладатель почетного второго места, в нынешнем рэнкинге поднялась на две позиции по сравнению с предыдущим – в десятке лидеров это самый значительный шаг вперед. Повысили свои результаты и другие школы десятки сильнейших – Harvard Business School и Stanford University Graduate School of Business. Главный секрет успеха Columbia Business School – высокая взвешенная зарплата и хороший результат процентного роста зарплат.

“Поступая в бизнес-школу, я не имел четких планов карьерного роста, – написал в анкете один из выпускников этой школы. – Завершив учебу по программе МВА, я сменил много самых разных позиций. Неизменным оставалось одно: высокий статус моего диплома МВА из Columbia Business School. Это и новые связи, и высокий статус этой степени, и просто прекрасное образование. Если бы я не пришел сюда учиться, вся моя жизнь была бы совершенно другой”.

Дорога вверх

За пределами “золотой десятки” в нынешнем рэнкинге по сравнению с прошлогодним произошло несколько крупных перемен. Отчасти это отразилось на распределении результатов по всей вертикали списка. Если Wharton ушел в далекий отрыв от группы лидеров, то разница между другими школами, как правило, гораздо меньше. Это видно из того, что несколько школ оказываются вынуждены делить одну позицию. Более того, преодолеть путь вверх из нижней четверти таблицы до ее середины требует от бизнес-школ куда меньших усилий, чем, казалось бы, более скромный шаг с шестой позиции на третью.

Самый дальний скачок совершила Paul Merage School of Business при University of California, Ирвин. В этом году она поднялась на 33 позиции и заняла 49-ю строчку рэнкинга. Это одна из немногих школ, где процентный рост зарплаты выпускника выше прошлогоднего результата, равно как и карьерный рост выпускников.

Два источника информации

Рэнкинг составлен на основании данных, полученных из двух основных источников, – ответов на вопросы анкеты для бизнес-школ и на вопросы отдельной анкеты – для выпускников, закончивших курс три года назад (в 2003 г.). Критерии оценки распределены по трем основным группам: зарплаты выпускников и их карьерные достижения; разносторонность школы и программы МВА и степень их интернационализации; возможности для ведения научной работы.

Из 20 критериев, использующихся для составления рэнкинга, восемь основаны на информации из анкет, заполненных выпускниками, от критерия “Взвешенная зарплата” до “Международная мобильность”. Из этих восьми критериев семь основаны на данных, собранных FT за три года. Данные для рэнкинга FT MBA 2007 (полученные от выпускников 2003 г.) имеют вес 50%, а данные для рейтингов 2005 г. и 2006 г. – по 25%. В тех случаях, когда имеются адекватные данные лишь за два года, их вес распределяется в соотношении 60:40 для данных за 2007/2006 гг. или 70:30 – для данных за 2007/2005 гг.

Восьмой критерий, “Окупаемость расходов”, основан на данных только за последний год.

Первые три критерия в таблице анализируют данные выпускников о зарплате и включают два компонента рэнкинга с наибольшими весами: “Взвешенная зарплата” и “ Рост зарплаты в процентах”. В совокупности на эти два критерия приходится 40% веса оценки каждой школы.

Прежде чем использовать данные о зарплате для составления рейтинга, предпринимаются следующие действия. Во-первых, исключаются данные о зарплате выпускников, работающих в некоммерческих и государственных организациях, а также тех, кто сейчас является студентом, обучаясь на очном отделении. Затем на основании публикуемых Всемирным банком курсов валют по паритету покупательной способности все данные по зарплатам переводятся в доллары США. Это позволяет стандартизировать и сравнивать данные о зарплатах выпускников, живущих в разных странах, где деньги имеют различную покупательную способность.

После этого отсекаются самые высокие и самые низкие зарплаты и для каждой школы рассчитывается средний показатель зарплаты. Данные о средней зарплате также взвешиваются, чтобы отражать различия в зарплате в разных секторах. Веса определяются по сетке секторов, в которых сейчас работают выпускники.

“Процентный рост зарплаты” рассчитывается на основании разницы между средней зарплатой в долларах по паритету покупательной способности для каждой школы за период до начала обучения и сегодняшним днем (т. е. 4–5 лет). Из всего числа школ только у 23 процентный рост зарплат выпускников оказался выше, чем в прошлом году. Из них восемь школ – британские.

Средняя зарплата – $120 000 в год

Сегодня выпускники программ МВА 2003 г. – а их средний возраст составляет на сегодняшний день всего 33 года – получают в среднем $120 000 в год. Те же, кто сумел поступить на одну из программ МВА первой десятки школ рэнкинга FT MBA 2007, получают в среднем по $150 000 в год.

Еще 11 критериев рассчитываются на основании данных, полученных от бизнес-школ. В их числе статистика занятости, информация о национальной и половой принадлежности студентов, факультетах и руководстве школы, о числе полученных докторских степеней.

Последние три критерия используются для оценки результатов школы в области научно-исследовательской деятельности. Данные в последней колонке таблицы “Позиция по научным исследованиям” берутся из базы данных FT, в которой содержатся публикации в научных и прикладных журналах за последние три года. Эта оценка рассчитывается, исходя из числа статей, опубликованных преподавателями школы в 40 наиболее престижных научных и практических периодических изданиях. За каждую публикацию школа, в которой в данный момент работает автор, получает один балл. Если статья писалась в соавторстве – то доли балла, в зависимости от числа соавторов. Окончательный показатель рассчитывается с учетом численности преподавательского коллектива. Этот критерий – один из наиболее значимых. Его вес составляет 10%.

И наконец, данные по каждому критерию пересчитываются по так называемому методу z-score. Этот метод учитывает не только различия между школами, но и весь диапазон оценок по конкретному критерию между лидером и школой, замыкающей список. Каждый критерий имеет свой вес в соответствии со своей значимостью (см. ключ к таблице). Этот вес выражается в баллах, а результат умножается на показатель z-score для каждой школы в отдельности. Средняя взвешенная показателей z-score по каждому параметру и определяет место школы в рэнкинге. (FT, 29.01.2007, Михаил Оверченко)