Миноритарии в шоколаде


В апреле прошлого года Orkla приобрела 75% акций фабрики им. Крупской, по оценкам экспертов, сумма сделки составила $50–75 млн. После того Orkla продолжала постепенно скупать пакеты миноритариев. Вчера пресс-служба компании сообщила о том, что ей принадлежит 100% акций. Миноритариями являлись бывшие руководители фабрики, их имена, количество, а также сумму сделки компания не раскрывает.

“100%-ное владение пакетом акций фабрики позволит нам вкладывать полученную прибыль в развитие рекламы и производственного оборудования без противоречий со стороны миноритарных акционеров, которые могли бы предпочесть получение дивидендов”, – объясняет в распространенном вчера пресс-релизе глава представительства Orkla Foods в СНГ Хаакон Кристиан Андерсен.

Полный контроль над предприятием также дает возможность владельцам полностью сменить менеджмент, отмечает аналитик инвестиционного банка “КИТ Финанс” Максим Саенков. По его словам, это даст норвежцам свободу в принятии решений по использованию прибыли, которая может быть направлена не на выплату дивидендов, а на развитие.

“Блокирующий пакет – это весомый голос на собрании акционеров, вполне логично желание норвежцев обойти это обстоятельство”, – говорит старший аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина.

“Продажа акций могла быть инициативой самих миноритариев, которые на примере продажи “А. Коркунова” увидели, какой сладкой была эта сделка”, – добавляет она. В конце января американская Wrigley приобрела 80% акций производителя шоколада “А. Коркунова” за $300 млн. Стоимость “А. Коркунова” была равна 3,7 годового оборота компании, говорит Гранкина. Исходя из этой оценки 25% акций фабрики им. Крупской могли стоить около $50 млн. “Однако реальная сумма сделки скорее всего была ниже хотя бы потому, что по масштабам “Крупская” гораздо меньше”, – считает эксперт.

“На фоне таких гигантов, как “Объединенные кондитеры” и Nestle, “Крупская” теряется, – полагает Саенков. – Конкуренция, безусловно, требует активизации действий по продвижению продукции”. По данным TNS, за последний год фабрика практически не рекламировалась на телевидении.