Компенсация за Хургаду


Минтранс в начале года сообщил о планах переписать российский Воздушный кодекс так, чтобы отечественные пассажиры получали те же компенсации за задержку и отмену рейсов, что и европейские. “Трансаэро” не стала дожидаться этого. Как сообщила вчера пресс-служба компании, ее правление уже решило применять на всех рейсах “Трансаэро” правила о компенсации, введенные Европейским союзом в 2004 г.

По этим правилам пассажиры получают 250–600 евро компенсации (в зависимости от дальности рейса), если их рейс отменен или если авиакомпания отказала им в посадке на рейс (т. е. билетов было продано больше, чем мест в самолете). Компенсации же по Воздушному кодексу – 25% от МРОТ за каждый час задержки (т. е. по 25 руб.), но не больше 50% от стоимости билета.

В “Трансаэро” уверяют, что при задержках рейсов у компании и раньше стандарты обслуживания соответствовали европейским и даже превосходили их.

В начале года “Трансаэро” оказалась в центре серьезного скандала – из-за задержки почти на сутки чартерного рейса Хургада – Москва. 440 пассажиров ночь провели в египетском аэропорту. Причиной задержки стали технические неисправности Boeing 747, выявленные при прохождении предполетного осмотра. Внутренние стандарты “Трансаэро” тогда были нарушены – но лишь потому, что собственного представителя компании в Хургаде не оказалось. Ее интересы представляла египетская компания Link, которая и не разместила пассажиров в гостинице, объясняет представитель “Трансаэро” Сергей Быхал.

Этот случай привел к такому резонансу, что его разбирала даже Общественная палата. Член палаты Сергей Марков даже дал понять, что о случившемся информирован президент Владимир Путин, и президент-де рекомендовал “в кратчайшие сроки выработать оптимальный алгоритм действий в подобных ситуациях”.

После прилета того рейса “Трансаэро” решило все компенсировать. К ней обратилось более 120 человек, а общая сумма компенсаций и затрат на отправку части пассажиров из Москвы в регионы составила около 600 000 руб., говорит Быхал.

Но 36 пассажиров с египетского рейса через общественную организацию “Клуб защиты прав туристов” подали на “Трансаэро” и Межгосударственный авиационный комитет коллективный иск в Замоскворецкий суд Москвы. Пассажиры потребовали компенсации 212 715 руб., потраченных в Хургаде на питание, гостиницу, лекарства и проч., говорит исполнительный директор клуба Федор Коробков. Кроме того, пассажиры требуют еще и 36 млн руб. компенсации за моральный ущерб – 1 млн руб. на каждого. В начале февраля суд решил наложить арест на счета “Трансаэро” на 212 715 руб. – в качестве обеспечительной меры (копия решения суда есть у “Ведомостей”). Слушания по существу, по словам Коробкова, должны пройти в марте.

Нововведения “Трансаэро” туристические организации приветствуют. “Не было бы счастья, да несчастье помогло”, – смеется Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. Российские авиакомпании не слишком внимательны к пассажирам, признает она, они исполняют Воздушный кодекс, но, во-первых, сам документ слишком мягок к перевозчикам, а во-вторых, не хватает просто “человеческого отношения”. “Иногда лишний раз даже воду не предложат бедным пассажирам, которые часами ждут рейса”, – печалится Тюрина.

Конкуренты “Трансаэро” пока следовать ее примеру не спешат. Прошлым летом Росавиация в числе лидеров по задержкам назвала чартерные “ВИМ-Авиа” и “КД-Авиа”. “ВИМ-Авиа” работает в полном соответствии с Воздушным кодексом и ждет тех изменений, которые пообещала внести в документ Росавиация, сообщает представитель компании Сергей Пинчук. Нет сверхстандартов к кодексу и у “КД-Авиа”, говорит представитель этой компании.

Руководитель Росавиации Александр Юрчик информирует, что работа над ужесточением Воздушного кодекса закончится к лету.