“Кузбасс” в разливе


В минувшую пятницу торговая компания “Объединение рынков Кузбасса” запустила в Новокузнецке ликероводочный завод “Кузбасс” проектной мощностью 1 млн дал в год: с марта завод будет разливать по 50 000 дал водки в месяц, а в 2008 г. намерен выйти на полную мощность, сообщила “Ведомостям” пресс-секретарь “Кузбасса” Марина Новоселова. По ее словам, первоначально “Кузбасс” планирует выпускать пять сортов водки в серии “Традиции Кузбасса” (марки “Пшеничная”, “Кристальная”, “Ржаная”, “Царская” и “Классическая”), а концу года их будет уже 10. Кроме того, в 2008 г. завод начнет разливать коньяк, перцовую настойку, лимонад и чистую питьевую воду в пяти- и двадцатилитровых бутылках. Ориентировочная стоимость водки на прилавках – около 90 руб. за 0,5 л, говорит Новоселова.

По ее словам, завод построен на базе бывшего молкомбината, взятого в аренду у мэрии еще в 2004 г., а весной 2008 г. в Прокопьевске компания начнет строительство спирткомбината. “Компания планирует создать замкнутый цикл производства – это снизит издержки. Пока поставщиком сырья выступает Мариинский спирткомбинат”, – рассказывает Новоселова. Пресс-секретарь “Росспиртпрома” Дмитрий Добров отмечает, что “Кузбасс” о поставках спирта с Мариинским спирткомбинатом уже договорился.

Раскрыть сумму инвестиций в завод и маркетинговый бюджет Новоселова отказалась, отметив, что водка будет продаваться в сетях и фирменных магазинах области. Гендиректор “СДС-Агро” Андрей Лапиков считает, что затраты на строительство “Кузбасса” не превысили $10 млн.

Из-за принятых в 2005 г. поправок в закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта...” алкогольная отрасль дважды оказывалась в кризисе: с января по март 2006 г. простаивала из-за отсутствия акцизных марок, а 1 июля не заработала ЕГАИС. В частности, в Новосибирской области на “Каолви”, “Винапе” и спиртзаводе введено наблюдение, в Томской области “Экстрасиб” и Завод пищевых продуктов проходят стадию внешнего управления, в Красноярском крае на “Минале” – внешнее управление, а Канский ЛВЗ – в конкурсном производстве. К ним может присоединиться и “Ярич”: на прошлой неделе гендиректор завода объявил сотрудникам о сокращении штата и приостановке производства из-за повышения суммы залога, необходимой для покупки акцизных марок. Новоселова говорит, что у них проблем с покупкой акцизных марок нет.

В Кемеровской области есть еще два работающих алкогольных предприятия – Мариинский ЛВЗ (в 2006 г. произвел 729 000 дал водки под брендами “Белуга”, “Медвежий угол”, “Старое золото”) и Сибирская водочная компания (СВК, проектная мощность – 1,5 млн дал), входящая в состав Сибирского делового союза. В 2006 г. СВК произвела 400 000 дал водки, а в 2007 г. планирует разлить более 1 млн дал. По словам председателя правления группы “Синергия” Александра Мечетина, в 2008 г. производство кемеровского предприятия увеличится вдвое.

Лапиков говорит, что не опасается конкуренции с “Кузбассом”, поскольку бренды его компании (Diamond ice, “Сибирская губерния”, “Озеро “Танай”, “Русский хоккей”, МАКS) уже известны на рынке. Он отмечает, что новый проект может быть успешным. “Рынок региона способен выдержать еще одного производителя”, – говорит он и отмечает, что на продвижение продукции “Кузбассу” потребуется еще 20–30 млн руб.

Начальник дирекции по маркетингу крупнейшей кузбасской сети “Кора” Татьяна Люлль отмечает, что пока новый производитель водки с предложением о ее продаже в сети не обращался, но они готовы рассмотреть их продукцию на общих основаниях. Другие участники рынка оценивают перспективы “Кузбасса” более сдержанно. Вероятно, “Кузбасс” столкнется с трудностями сбыта продукции, говорит пресс-секретарь красноярского “Ярича” Светлана Аверина. По ее словам, покупатели осторожно относятся к новым продуктам. А по мнению директора по корпоративному управлению компании “Сенсация” (оптовая и розничная торговля алкоголем) Александра Агеева, строительство новых мощностей по выпуску водки – опрометчиво. “Потребить заявленные объемы регион не сможет. Половина водочных мощностей Кузбасса простаивает, а затраты только на вход в сети региона составят более 15 млн руб., что вряд ли даст объемы продаж более 30 000 дал в месяц”, – поясняет он.