“Музыка ХХI века” на клубный джаз не похожа


Ключевым событием фестиваля стал вечер “музыки ХХI века”, в котором приняли участие московское трио “Второе приближение” (Андрей Разин, Татьяна Комова, Игорь Иванушкин) и трио из Петербурга в составе: Вячеслав Гайворонский – Андрей Кондаков – Владимир Волков. А также саксофонист Владимир Чекасин из Вильнюса.

Примечательно: чтобы составить “авангардный вечер”, пришлось звать музыкантов из других городов. В российской столице так называемого нового джаза (“свободного”, авангардного, экспериментального и т. п.) как явления не существует.

Трио “Второе приближение” – редкое исключение из этого правила. Более того, его участники – уже зарекомендовавшие себя в разных областях музыки артисты. Пианист Андрей Разин – автор симфонических и камерных сочинений. Певица Татьяна Комова – исполнительница романсов. Контрабасист Игорь Иванушкин – из мейнстрима. В основе питерского трио – два стойких экспериментатора-радикала – Гайворонский и Волков. К ним прибавляется пианист Кондаков, который придает получающемуся трио “товарный” вид.

Оба трио схожи по составу. Но между ними есть разница, соответствующая исторически принятому противопоставлению строгого европейского классицизма Петербурга броскому национальному колориту Москвы. Музыка “Второго приближения” напоминает о восточноевропейском почвенничестве Белы Бартока, питерское трио – о “сарказмах” гражданина мира Сергея Прокофьева.

Главная неожиданность фестиваля “Союза композиторов” – к Владимиру Чекасину присоединился Владимир Тарасов (приехавший открывать Московскую биеннале современного искусства), который вместе с ним и Вячеславом Ганелиным составлял легендарное трио ГТЧ, единственный коллектив советских времен, который оказал влияние на развитие нового джаза в целом. Вместе с дочерью Чекасина Анной (скрипка) и этно-джазовой вокалисткой Тиной Кузнецовой они поучаствовали в типичном для Чекасина полистилистическом хеппенинге, в котором, как в рок-н-ролле, в дело идет все – от сценического имиджа до новейших электронных приспособлений.

Все три проекта публика слушала с одинаковой заинтересованностью. Так что, возможно, идея показывать в клубе “Союз композиторов” не только клубную музыку не столь уж утопична.