“Вы услышите много новостей от нашей компании”


ЖЕНЕВА – Автомобильный рынок поляризуется: самыми быстрыми темпами растут продажи самых дорогих и самых дешевых машин. Автомобиль перестает быть сугубо функциональным средством доставки пассажиров и грузов из пункта А в пункт Б – при нынешнем уровне развития технологий практически все компании научились делать комфортные, безопасные и надежные автомобили. Покупателю теперь требуется больше: автомобиль должен быть необычным, ярким, выражать “я” его владельца.

Понятно, что у производителей дорогих марок больше возможностей удовлетворить возросшие запросы потребителей. Потому прекрасно чувствуют себя немецкие люксовые марки Audi, BMW, Mercedes, Porsche, потому стремятся стать глобальными японские премиум-бренды Infiniti и Lexus, потому переживают второе рождение британские марки Bentley и Rolls-Royce, итальянские Bugatti и Lamborghini.

Марка Maserati – тоже из числа “возрождающихся”. Maserati, купленная Fiat в 1990 г., до сих пор приносила итальянской группе лишь убытки. Сменив нескольких директоров, Maserati успела побывать “дочкой” Ferrari (также принадлежащей Fiat), но в апреле 2005 г. вновь была выкуплена Fiat. В сентябре 2006 г. Maserati возглавил новый гендиректор – Роберто Ронки.

Представив за последние годы несколько ярких моделей автомобилей, разработанных совместно с Ferrari и Pininfarina, Maserati приближается к тому, чтобы стать наконец прибыльной: в 2004 г. убытки компании составили 168 млрд евро, в 2005 г. – 85 млрд евро, в 2006 г. – 33 млрд. В наступившем году компания показала уже две новинки: седан Quattroporte с автоматической коробкой и – на автосалоне в Женеве – четырехместное купе Maserati Granturismo. Расширившийся модельный ряд должен помочь Maserati продать в этом году свыше 7000 автомобилей (5600 машин – в 2006 г.) и выйти, таким образом, в плюс, рассказал “Ведомостям” Ронки.

– Когда вы начнете поставки Maserati Granturismo клиентам?

– В последние четыре месяца этого года. По всему миру: сначала в Европе, затем в США, которые для Maserati являются самым важным рынком.

– Каково позиционирование машины?

– Слово Granturismo говорит само за себя. У Maserati очень давние традиции строительства автомобилей подобного класса – первую машину в этом сегменте мы представили еще в 1947 г. Автомобили Granturismo сочетают в себе мощность и стремительность спортивных автомобилей, и при этом они очень комфортны и приятны в управлении. Maserati Granturismo – это еще и полноценный четырехместный автомобиль. На наш взгляд, у этого автомобиля очень правильный баланс мощности и комфорта, что делает его автомобилем для ежедневного использования. Кроме того, нам очень важно, что этот автомобиль создан в сотрудничестве с компанией Pininfarina – дизайн нашего первого Granturismo 1947 г. был создан Pininfarina, седан Quattroporte был создан Pininfarina, и вот теперь мы вновь вернулись к Pininfarina.

– И какова была первая реакция публики и дилеров на автомобиль?

– Мы разрабатывали Granturismo в строжайшем секрете. Было много слухов о том, что именно мы делаем, но мы никак их не комментировали. Дилерам мы показали этот автомобиль всего несколько месяцев назад, и их реакция была полна энтузиазма. За пару дней до открытия Женевского автосалона мы показали Granturismo нашим самым важным клиентам, и их отзывы были тоже самые восторженные.

Мы уже получили множество заказов на Granturismo из США – с нашего главного рынка. То есть мы смотрим вперед с большим оптимизмом, но при этом твердо стоим ногами на земле – не хотим потерять контакт с реальностью.

– Ряд автомобильных изданий написали, что Granturismo получит также двигатель объемом 4,7 л. Это правда?

– Я бы предпочел говорить про настоящее: сейчас у Granturismo двигатель 4,2 л и 6-ступенчатая автоматическая коробка передач – отличное сочетание мощности, крутящего момента и массы автомобиля, что позволяет ему достигать максимальной скорости 285 км/ч.

– А версия с кузовом “кабриолет” возможна?

– В этом мире все возможно. Мы маленькая компания и будем двигаться вперед шаг за шагом. Но обратите внимание: на трех последних автосалонах в мире Maserati показала три новые модели: МС12 Versione Corse – в Болонье, Quattroporte Automatica – в Детройте, Granturismo – в Женеве.

– Каковы были бизнес-причины для Fiat, чтобы выкупить Maserati у Ferrari?

– Maserati, как я уже говорил, предоставляет отличное сочетание мощности, удобства управления и цены. Ferrari – это все-таки спортивный автомобиль...

– Но я спрашиваю вас не про эмоциональные различия в восприятии брендов, меня интересуют бизнес-причины.

– Это не философия – это бизнес-причины.

– Что, просто позиционирование марок и ничего больше? Ведь техническое сотрудничество между Maserati и Ferrari, как я понимаю, осталось неизменным: кузова для Maserati делаются в Турине на заводе ITCA, затем Ferrari устанавливает на них двигатели, произведенные на своем заводе в Маранелло, после чего Maserati осуществляет финальную сборку автомобилей у себя в Модене. Так?

– Да, Ferrari делает для нас двигатели и даже осуществляет покраску наших автомобилей в Маранелло – мы для них самый главный клиент. (Смеется.) И мы совместно инвестируем в этот бизнес, а ряд инженеров Ferrari по-прежнему помогают нам в разработке автомобилей. Мы продолжаем обмен опытом – это очень важно для группы.

– Кто конкуренты Maserati?

– Для нового Granturismo конкуренты – немецкие и английские марки: Jaguar, Aston Martin, BMW, Mercedes.

– Что дает вам уверенность в том, что Maserati станет прибыльной в 2007 г.?

– А я совсем не уверен в этом, потому что это будет сделать совсем непросто. Но мы все нацелены на то, чтобы в этом году продать больше 7000 автомобилей. По итогам первых двух месяцев наши продажи выросли на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года – благодаря появлению модели Quattroporte Automatica, так что, думаю, за девять месяцев этого года мы выполним годовой план.

– Вы заявляли, что автомобили Maserati должны занять ценовую нишу между 90 000 и 130 000 евро. Какие еще модели вы видите в этой ценовой нише?

– У нас уже есть седан Quattroporte, четырехместное купе Granturismo и купе Gransport, которое мы продолжим выпускать. Что еще могло бы появиться? Может быть, маленькое купе ценой около 90 000 евро. Может быть, кроссовер – это вполне соответствует духу бренда Maserati. Прошу меня правильно понять: я говорю лишь о гипотетических возможностях – нам надо понять, над чем мы имеем возможность работать, сколько готовы инвестировать...

Но хочу еще раз сказать, что с Granturismo мы вышли в очень интересный и перспективный сегмент и у этой модели может быть очень интересная эволюция. В ближайшие три-четыре года вы услышите очень много новостей и увидите очень много новинок от нашей маленькой компании.

– Почему вы решили продолжить выпуск Maserati Quattroporte с коробкой DuоSelect? По моему опыту вождения Quattroporte, эта коробка несовершенна и попросту неудобна, и теперь, когда у вас есть настоящий автомат, зачем сохранять DuоSelect?

– Я с вами не согласен. DuоSelect позволяет выжать вам из Quattroporte все, что в него заложено. Если же вы предпочитаете более комфортное вождение – выбирайте полностью автоматическую коробку. Поэтому мы и продолжаем производство машин с двумя коробками: DuоSelect – для тех, кому нравится спортивный стиль вождения, Automatica – для тех, кому нравится более вальяжное. Это позволяет нам охватить более широкий круг покупателей. Не забывайте, что мы продали почти 10 000 Quattroporte с коробкой DuоSelect. Хотя для машины с автоматом рынок, должно быть, больше, тем не менее в нашем клиентском портфолио 20% – это DuоSelect.

– Quattroporte у вас получилась очень стильная. Единственное, что меня смущает в дизайне экстерьера, – старомодные задние фонари. Такому автомобилю не помешало бы что-нибудь более выразительное – например, со светодиодами...

– Когда вы делаете классическую вещь, т. е. вневременную, вы вынуждены быть очень внимательными к деталям. Возьмите, например, костюм от Valentino или Zegna. Вы отмечаете его не потому, что он красный или желтый, а потому, что он элегантный, и именно этим он выделяется.

На мой взгляд, у Quattroporte очень элегантные задние фонари, какие и должны быть у Maserati.

Но должен вам сказать, что Quattroporte был представлен в 2003 г., т. е. он начал разрабатываться еще в прошлом веке. А в то время LED-фары еще не были окончательно одобрены к применению в США. Когда появился Maserati с двигателем 3,2 л, у него были задние LED-фонари, но тогда Maserati еще не продавался в США. А когда было принято решение вывести марку на американский рынок, пришлось изменить конструкцию под американские нормы. Но теперь правила изменились даже в США, так что в будущем, возможно, мы учтем ваше пожелание.

– Еврокомиссия пытается принудить автопроизводителей делать более экологичные автомобили и добиться того, чтобы к 2012 г. выбросы нового автомобиля не превышали 130 грамм СО2 на километр. По вашему мнению, насколько реалистичны эти планы?

– Это зависит от политиков. Но, безусловно, этот [экологический] тренд повлияет на деятельность всех автопроизводителей. И мы уже работаем в этом направлении. Например, двигатель Quattroporte стал на 10% экономичнее по сравнению с предыдущей моделью. Будем работать и дальше – и не только потому, что в Калифорнии, на нашем важном рынке, самые жесткие экологические нормы. В то же время хотел бы сказать, что выхлопы [всех автомобилей] Maserati – это одна-единственная капля в Тихом океане. (Смеется.)

– Maserati заключила договор о техническом сотрудничестве с Shell. Почему именно Shell, а не какая-нибудь другая нефтяная компания?

– Потому что Shell работает с нами и с Ferrari очень давно – они прекрасно знают наши двигатели и наш научно-технический отдел. К тому же Shell – глобальная компания и мы – глобальная компания.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про программу Master Maserati.

– Эта программа создана для владельцев, которые хотят научиться контролировать автомобиль в максимальной степени. Профессиональные водители на специально подготовленных безопасных трассах учат вас, как ездить безопасно на таком мощном автомобиле, как Maserati. Подчеркиваю – не быстро, а безопасно; вас учат, как контролировать эту мощь.

– Перед тем как присоединиться к компании Fiat, вы продавали товары повседневного спроса. Что в этом бизнесе общего и что различного с производством автомобилей?

– Общее то, что и там и там надо продавать. Шутка.

А если серьезно, то в большой компании, производящей товары потребительского спроса, у тебя, как правило, нет прямого контакта с покупателями. А что мне нравится в Maserati – это то, что я лично знаю 500 наших самых важных клиентов, я лично подписываю им письма. И я уверен, что именно эти персональные отношения “производитель – покупатель” и делают Maserati особенной маркой.