Дягилев снова в авангарде


Создание нового искусства путем синтеза – этот метод Дягилева взяли на вооружение пермские последователи великого импресарио. От многочисленных фестивалей, которые заполонили Россию (прямо сейчас в Казани идет балетный фестиваль имени Нуреева, а в Саратове – музыкальный шаляпинский), пермский отличается невероятным разнообразием.

Среди тех, кто приехал в Пермь в этом году, – Эрнст Неизвестный, открывший не только памятник Дягилеву, но и собственную выставку в местной художественной галерее, Белла Ахмадуллина и Борис Мессерер, которые провели в Доме-музее Дягилева творческую встречу, французский кинодокументалист Доменик Делюш, чьи фильмы, посвященные звездам французского балета, открыли Пермскую синематеку, Леонид Десятников – программа фестиваля включила необъявленный мини-фестиваль композитора, в котором сочетались концертный и балетный форматы.

Не всегда попытки синтеза жанров оборачивались художественным эффектом. Мультимедийная выставка “Биенье крыльев, биенье сердца”, посвященная 100-летию “Умирающего лебедя”, при ближайшем рассмотрении оказалась набором тиражированных фотографий и видеозаписей великих балерин. А знакомство голландского джазового пианиста Майка дель Ферро с москвичами Евгением Рябым и Антоном Ревнюком и солистами Пермской оперы обернулось прекрасно заданным, но уныло воплощенным концертом “Русская опера встречается с джазом”, в ходе которого музыканты пытались придать современное звучание Бородину и Чайковскому.

Однако в том же концерте выступил дуэт, чьи “Оперные арии в стиле фламенко” оказались одним из главных событий третьих “Дягилевских сезонов”: американцы Натан Граннер (тенор) и Бо Бледшоу (гитара) за сорок минут с изящной виртуозностью преподали урок истории музыки, переиграв на манер фламенко музыку от “Коронации Поппеи” Монтеверди до кантри и спиричуэл. А московский пианист Алексей Гориболь, вместе с которым пели Эндрю Гудвин, Татьяна Куинджи и Юлия Корпачева, рискованно, но успешно соединил вокальные циклы Шумана с Рахманиновым и Таривердиевым.

Фестиваль открывался балетным вечером, программу которого составили классическая “Шопениана”, не сходящая с пермской сцены полвека, и российская премьера американского классика ХХ в. Джерома Роббинса “Концерт”. Причем в первом балете солировала окончившая Пермское училище солистка Мариинского театра Ксения Острейковская, во втором за роялем был не солист местного оркестра, как на обычных спектаклях, а приглашенный из Москвы пианист Павел Нерсесьян.

Еще одним открытием стало первое исполнение силами Пермского оперного театра фрагментов оперы Николая Сидельникова “Чертогон”, долго считавшейся утраченной, но мирно хранившейся в семье композитора. Даже в полуконцертном варианте (дирижер – Валерий Платонов, режиссер – Георгий Исаакян) впечатляют ее редкая проникновенность и броская гротескность, а уникальная театральность музыки сама просится на сцену.

Однако не менее значимой оказалась скрытая от глаз широкой публики часть программы – круглый стол по проблемам современного музыкального театра. Сегодня возможности столь тесного ежедневного общения теоретиков и практиков искусства не предоставляет ни один российский фестиваль, но, как оказалось, именно эта часть программы стала наиболее весомой для участников “Дягилевских сезонов”. И в этом фестиваль в Перми под стать деятельности самого импресарио, благодаря которому сложились самые выдающиеся творческие союзы начала ХХ в.