Спасибо, плацебо


Столичный клуб “Б1 Maximum”, ставший отправной точкой Placebo-тура, продолжает укрепляться в звании самой востребованной клубной площадки города. Несмотря на едва ли не рекордные показатели стоимости билетов (от эквивалента $100 на танцполе до $1000 на местах super VIP), публики, преимущественно возбужденной, собралось изрядное количество. При ближайшем рассмотрении словосочетание “танцевальный партер” оказалось злой иронией: в плотно облепившей подмостки толпе было сложно повернуться, а не то что изображать некие па. Единственное, на что могли рассчитывать фаны группы, – это на вздымаемые кверху руки и силу голосовых связок.

Впрочем, британское трио, усиленное парой сессионных исполнителей, и не очень-то нуждалось в ответной реакции масс. И последние, словно почувствовав это, по мере движения полуторачасового сета стихали и, умеряя пыл, переходили к состоянию тихой (относительно, конечно) погруженности в себя и полной растворенности в единолично правящей бал музыке.

Да, о том, что “двухметровый швед” Стефан Олсдал – большой затейник и мастер игры на бас-гитаре, было давно известно, а специфический “фирменный” (кто-то скажет – пронзительно-надтреснутый, а кто-то – изломанно-блеющий) вокал архиподвижного Молко также не нуждается в особом представлении. Но на сей раз им со своими мощно держащими ритм партнерами удалось продемонстрировать нечто большее, нежели просто качественный концерт, – при том что саунд был, как у нас зачастую водится, не идеальным.

Смело кидая брит-поп в кастрюлю инди и приправляя понюшкой декадентского глэма, Placebo вчистую наполнили собой немалую кубатуру клуба, введя аудиторию в состояние, близкое к трансу. Они не заигрывали с залом, не кричали, что счастливы to be in Moscow (едва ли не единственным произнесенным со сцены словом было вежливое британское spasibo), и, напротив, не тщились казаться небожителями, делающими большое одолжение далеким восточноевропейским поклонникам.

В этом выплеснутом на одном дыхании выступлении они просто-напросто творили, с душой отдаваясь продолжающему радовать их самих занятию. И в данном случае нет смысла говорить о том, что одни хиты, ко всеобщему удовольствию, прозвучали, а другие нет, что значительное число композиций было из последнего “номерного” альбома группы Meds (“Таблетки”), но были и вещи с дебютной пластинки, – все выглядело единой могучей ораторией. Или, если угодно, мессой.

В свое время лидер группы – нарочитый андрогин, козыряющий бисексуальностью, сумел, как это заведено у рок-исполнителей, возмутить добропорядочных протестантов и католиков, лихо заявив, что он сексуальнее Иисуса. Право слово, наблюдая за изрядным числом посетителей, а в особенности посетительниц клуба “Б1 Maximum”, впавших то ли в эротическую, то ли в мистическую прострацию, об этом вызывающем высказывании хотелось как минимум задуматься посерьезнее. В любом случае представлявшие московское выступление компании Nokia и “Связной” лучшего выбора, исходя из названий, сделать бы не могли: метафизическая связь устанавливалась воочию, people “коннектился” с огромной силой.

Чистая островная религия рок-н-ролла, как выясняется, не отмерла, не сдалась под напором трансконтинентального попсового безбожия. Оказывается, есть еще порох в пороховницах, есть медикаментозная сила в таблетках и по-прежнему актуален терапевтический эффект плацебо.