Мобильная водка


Информационные стикеры появятся на кристалловских бутылках до середины лета. Стерев защитный слой, покупатель сможет прочитать восьмизначный код. Если отправить код sms-сообщением по указанному номеру, придет ответ: “Кристалл” (водка заводская) либо “Контрафакт” (если кода в базе предприятия нет), рассказал “Ведомостям” менеджер завода. Сверить код можно будет и на сайте “Кристалла”, пообещал он.

Такая система действительно вводится, подтвердил представитель “Кристалла” и “Росспиртпрома” Дмитрий Добров: “Это защита от подделок. Постараемся исключить повторный оборот тары – стикер в отличие от акцизной марки повреждается. Кроме того, если потребитель узнает, что продукция нелегальная, он сможет позвонить на горячую линию”. Дальше, обещает Добров, делом займутся “контролирующие органы”. По его словам, “Кристалл” заключил договор с МТС. Дополнительно платить за sms-сообщение покупателю не придется – оно будет стоить столько же, сколько любое другое у его сотового оператора.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая указала, что проект на стадии запуска, идет тестирование. “Для “Кристалла” было важно, чтобы потребитель мог послать сообщение из любой точки мира. Мы впервые предоставили подобную услугу”, – пояснила она.

Стоимость проекта на заводе не раскрывают. Добров лишь отметил, что инвестиции были минимальными. “Речь идет о разработке программы и покупке самих стикеров. Оборудование для их нанесения на бутылку у нас есть – стикеры по размерам не отличаются от старых федеральных акцизных марок”, – пояснил он.

Участники рынка отнеслись к инициативе “Кристалла” неоднозначно.

“Хорошо, что “Кристалл” занялся маркетингом: это всегда было его слабым местом. Однако операции с sms и возможные проблемы по решению контрафактного вопроса могут отпугнуть потребителя – и он возьмет бутылку конкурента”, – рассуждает генеральный бренд-менеджер “Винэксима” Станислав Кауфман. “Винэксим”, по его словам, не планирует сотрудничать с “Кристаллом”. Борьба с контрафактом – головная боль производителя, в “Винэксиме” эти вопросы решает служба безопасности, уточняет он.

Представители всех сетей первым делом подчеркивают, что у них никакого контрафакта, разумеется, нет. Дальше мнения расходятся. “Покупатели получат заметный плюс – смогут дополнительно удостовериться в качестве продукции”, – говорит гендиректор “Патэрсона” Юрий Яковчик. Геннадий Фролов, директор по коммуникациям X5 Retail Group, признается, что пока не знает, как отнестись к кристалловскому проекту. “Трудно судить, насколько подобная технология безупречна в борьбе с контрафактом. Кроме того, кто угодно может пронести поддельный товар в магазин, а потом его вдруг “обнаружить”, – рассуждает он. “Если придет жулик, купивший где-нибудь бутылку и пронесший ее в наш магазин, и будет требовать обмена или компенсации, то будем разбираться по ситуации”, – обещает директор по маркетингу сети “Магнит” Хачатур Помбухчан.

А маркетологам идея “Кристалла” понравилась. “Если технически все организуют правильно, база данных будет вовремя обновляться, то успех проекту обеспечен”, – считает директор по маркетингу Grape Digital Борис Рысс. Он отмечает, что о здоровье заботятся обеспеченные люди, поэтому мобильная связь у них есть. Гендиректор LMC Group Владислав Ус указывает, что подобные акции привлекают в большей степени молодежь. “С помощью подобной программы “Кристалл” налаживает коммуникацию с потребителем. В дальнейшем ее можно использовать для различных маркетинговых программ, например разыгрывать призы”, – считает Ус.