Фирташ может лишиться части бизнеса


Как рассказала “Ведомостям” бывшая жена Фирташа Мария, 11 мая 2007 г. Печерский суд Киева удовлетворил ее иск о расторжении мирового соглашения с бывшим мужем Дмитрием Фирташем. Копия решения есть у “Ведомостей”. Теперь Мария Фирташ собирается подавать иск в австрийский суд с требованием вернуть ей 50% Group DF или выплатить сопоставимую сумму. Размер компенсации она назвать затруднилась. Ранее в интервью “Ведомостям” управляющий директор Group DF Роберт Шетлер-Джонс оценил стоимость холдинга в $3–6 млрд. Руководитель аппарата Печерского районного суда Наталия Липник отказалась подтвердить или опровергнуть информацию о расторжении мирового соглашения между Фирташами.

Мария и Дмитрий Фирташи зарегистрировали брак в сентябре 2001 г. А в ноябре 2005 г. Мария, по ее словам, узнала, что три месяца назад Соломинский суд Киева заочно оформил развод супругов. 26 января 2006 г. Мария Фирташ подписала мировое соглашение о разделе имущества (с его содержанием удалось ознакомиться “Ведомостям”) с представителем Фирташа Юрием Бойко. Сейчас он министр топлива и энергетики Украины. Бойко подтвердил, что подписал документ по просьбе Дмитрия Фирташа.

Мария Фирташ утверждает, что ее ввели в заблуждение, а условия мирового соглашения не выполнены. Фирташ должен был выплатить бывшей жене $36 млн. Но на самом деле отдал только $24 млн, утверждает бывшая супруга. Также Марии отошло три квартиры, три машино-места и автомобиль Cadillac Escalade. Фирташ же получил “ценные бумаги, неимущественные и корпоративные права, которые были приобретены сторонами в период брака и принадлежат им на правах совместного владения”. Бойко, в свою очередь, уверен, что Мария прекрасно понимала суть мирового соглашения. От дальнейших комментариев он отказался.

Мария Фирташ утверждает, что именно благодаря ей Фирташ превратился в крупного газового трейдера. Бывшие супруги познакомились в 1992 г., когда Фирташ пришел наниматься в ее фирму на работу. Тогда Мария была гендиректором и 100%-ным учредителем частного предприятия ПКФ “КМИЛ” в Черновцах. Сначала фирма занималась оптовой торговлей продуктами питания. А в 2000 г. КМИЛ получила лицензию на торговлю газом. Мария Фирташ утверждает, что она первой поехала в Туркмению на переговоры о закупках газа. Но затем по состоянию здоровья она передала все дела Дмитрию Фирташу. Он же договаривался о транспортировке газа с менеджерами “Газпрома”. По-настоящему газовый бизнес развернулся только в 2003 г. В декабре 2002 г. в венгерском поселке была зарегистрирована фирма Eural TG, которая подписала с “Газпромом” эксклюзивный договор о транзите туркменского газа (36 млрд куб. м в год) на Украину. Мария Фирташ говорит, что была одним из бенефициаров Eural TG, а затем и Centragas, но размер пакета не называет.

Бенефициарами венгерского трейдера Eural TG и партнера “Газпрома” по Rosukrenergo – Centragas сначала были одни и те же четыре человека, рассказывает источник, близкий к одному из акционеров Rosukrenergo. По его словам, по 16,5% принадлежало Фирташу и его бывшей жене. Мария Фирташ эту информацию не комментирует. Но в апреле 2006 г. аудитор “Газпрома” PricewaterhouseCoopers объявил бенефициарами Centragas Дмитрия Фирташа (90%) и Ивана Фурсина (10%).

Связаться с Дмитрием Фирташем “Ведомостям” не удалось. “Утверждения и претензии Марии Фирташ беспочвенны и не подкреплены доказательствами”, – говорит официальный представитель Group DF Леонид Финк.

Перспективы иска Марии Фирташ в Австрии не слишком велики, уверен партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Для суда большее значение будет иметь первое соглашение супругов, в котором Мария Фирташ по доброй воле отказалась от активов.