Выбор Nissan


Президент Nissan Карлос Гон в прошлом году подписал соглашение с Минэкономразвития о строительстве в Петербурге завода стоимостью $200 млн и мощностью 50 000 автомобилей в год. Тогда Гон пообещал, что предприятие будет выпускать три модели автомобилей, в том числе внедорожник.

Вчера Nissan заложила первый камень петербургского завода. На церемонию специально приехал первый вице-премьер Сергей Иванов. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко посоветовала ему откладывать деньги с зарплаты, чтобы в 2009 г. купить первую машину, сошедшую с конвейера нового завода. Это будет седан Teana. По словам исполнительного вице-президента Nissan Карлоса Тавареса, эта модель первой сойдет с конвейера в начале 2009 г., следом завод начнет собирать внедорожник X-Trail. Потом может быть принято решение о расширении модельного ряда, сказал он. Таварес отказался уточнить, сколько машин одной и другой модели будет выпускать предприятие, подчеркнув, что это можно будет понять, когда завод проработает год.

Для производства в России компания выбирала модели, уже продающиеся на местном рынке, чтобы минимизировать риски и иметь возможность планирования, подчеркнул Таварес. За 11 месяцев с момента выхода Teana на российский рынок было продано более 6000 этих машин, сообщила пресс-служба Nissan Motor Rus. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2006 г. продано 2939 Teana и 9933 X-Trail.

Автомобиль бизнес-класса Teana сейчас продается в России по цене от $31 000 до $46 000. Внедорожник X-Trail стоит от $30 200 до $40 130 в зависимости от двигателя и комплектации. Таварес говорит, что первые X-Trail петербургской сборки будут оснащены бензиновым двигателем, но затем, возможно, и дизельным.

В отличие от первых иностранных автопроизводств в России – Ford в Ленинградской области и московской “дочки” Renault “Автофрамос” – их последователи будут производить относительно дорогие машины. В конце этого года в Петербурге Toyota запустит завод мощностью 50 000 автомобилей, на котором будет собирать представительский седан Camry. В планах концерна Suzuki к концу 2009 г. построить в Петербурге предприятие по выпуску внедорожников Grand Vitara. General Motors будет делать на петербургском заводе также внедорожники Captiva.

Сегмент среднеразмерных внедорожников класса X-Trail однозначно востребован, говорит гендиректор дилера Hyundai “Карнэт-2000” Роман Хапаев. Конкурентами X-Trail будут Toyota Rav-4 (по данным АЕБ, продано 10 704 шт. в первом полугодии), Honda CRV, Hyundai Tucson (продано 8146 шт.), говорит он. Всем им хватит места на российском рынке, уверен Хапаев. А вот в успешности проекта Teana он сомневается: “Даже высокая цена автомобиля при низких объемах продаж не обеспечит необходимой выручки”, – объясняет эксперт. Ведь дорогих бизнес-седанов – таких, как Volkswagen Passat, Mitsubishi Galant, Toyota Camry, – продается по нескольку сотен, а то и десятков в месяц, напоминает он. На заводе в России выгоднее было бы выпускать недорогую модель класса B или C, считает Хапаев.

Производители, строящие заводы в России, хотят закрепиться в тех секторах, где есть возможность заработать как можно больше с каждой проданной машины, считает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Евгений Богданов. “Себестоимость массовых машин можно снизить только незначительно. Их выгоднее везти, например, из Кореи”, – полагает эксперт. Но компании, желающие производить в России дорогие машины, рискуют – локализовать их значительно сложнее, чем дешевые, отмечает Богданов.