Субсидии на $205 млрд


Спор ЕС и США начался три года назад, когда Вашингтон в одностороннем порядке вышел из договора с Брюсселем от 1992 г. относительно госсубсидий для авиастроителей. Сейчас на рассмотрении Всемирной торговой организации (ВТО) находятся два дела. В одном США обвиняют ЕС в предоставлении правительствами стран – членов союза помощи и льгот при разработке и запуске в производство новых самолетов Airbus. В частности, утверждают американцы, если бы кредиты Airbus выдавались на коммерческой основе, расходы компании были бы существенно выше. Первые слушания по делу прошли в марте, и тогда США заявили, что сумма помощи Airbus превысила $100 млрд.

Другая комиссия экспертов ВТО рассматривает претензии ЕС. Европейцы заявляют, что Boeing получает тайные правительственные субсидии в виде контрактов на исследования и разработку, налоговых льгот и т. п. В частности, аэрокосмическое агентство НАСА организует фиктивные заказы “с единственной целью – помочь авиасектору США и конкретно Boeing в определенных направлениях исследований”. США признали факт предоставления Boeing налоговых льгот в размере $2,2 млрд в рамках отмененной ныне программы поддержки экспортеров. По оценке ЕС, однако, размер помощи достигает $23 млрд. Начало рассмотрения этого дела запланировано на сентябрь.

Накануне второго раунда слушаний по делу “США против ЕС”, который начался вчера, европейские чиновники выступили с заявлением. По сообщению Брюсселя, в начале июля США подали в комиссию ВТО конфиденциальные документы, в которых оценили размер госпомощи Airbus уже в $205 млрд. “Сейчас США пытаются доказать, что только за счет помощи по запуску [новых самолетов] Airbus получила льготы порядка $205 млрд”, – говорится в заявлении ЕС. В нем также отмечается, что эта цифра в восемь раз превышает рыночную капитализацию EADS (материнской компании Airbus), составляющую $25,8 млрд.

В ЕС считают сумму претензий США “абсурдной и смешной”, получена же она волшебным образом – путем начисления процентов по субсидиям за период с 1967 г., когда была создана Airbus. “Их методы вычислений противоречат общепринятой логике и практике и не соответствуют соглашению ВТО о субсидиях, – говорится в заявлении ЕС. – Если теми же методами оценивать субсидии Boeing, то получится не $23 млрд, а все $305 млрд”. Европейцы также отвергли претензии США, заявив в частности, что кредиты Airbus порой выдаются на более жестких условиях, чем в коммерческом секторе.

Офис торгового представителя США ответил на обвинения. США, в частности, отрицают, что Boeing получила $16,6 млрд помощи от минобороны и НАСА, поскольку технологии, разработанные по их заказу для военной авиации, в целом не могут быть использованы в гражданской.

Ожидается, что решение по делу “США против ЕС” ВТО вынесет в конце этого года, по делу “ЕС против США” – в середине 2008 г. Теоретически штрафы могут составить миллиарды долларов. Поскольку обе стороны обязательно обжалуют невыгодное для себя решение, спор может затянуться до 2009 г.