Не хватает 400 000 кв. м


Магазины дорожают

Арендные ставки и цены на торговые помещения с января 2007 г. выросли на 10–15%, оценивает гендиректор компании “Титул” Евгений Сосницкий. В среднем торговые площади в центре города сдаются по $1200–3000 за 1 кв. м в год, стоимость покупки колеблется от $4000 до $12 000 за 1 кв. м, говорит аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R) Алексей Алексеев.

В спальных районах арендные ставки на торговую недвижимость составляют $540–600 за 1 кв. м в год, а минимальная цена продажи – $1000 за 1 кв. м, продолжает он. По прогнозу Сосницкого, до конца 2007 г. арендные ставки подрастут еще на 5–10%, а рост цен на продажу составит до 15%.

Спрос на аренду и покупку торговых площадей превышает предложение в два раза, что связано с приходом в город крупных сетевых ритейлеров, отмечают риэлторы. С начала года помещения для девяти магазинов арендовала ювелирная сеть “585”, еще три магазина готовятся к открытию. Активно осваивают рынок аптечные сети “Фармакор” и “Первая помощь”, каждая из них подыскивает помещения для открытия не менее 10 аптек. Расширить свои сети планируют компания ЛВБ (входит в ГК “ДжамильКо”), Benetton и др.

Бойкая торговля

Но если фармацевты и ювелиры чаще всего нацелены на аренду встроенных помещений на первых этажах жилых и административных зданий, то продавцы одежды, обуви, аксессуаров ориентируются на размещение в качественных торговых центрах, а их в Ростове недостаточно. Вакантных качественных площадей не более 5%, говорит Сосницкий. “Несмотря на обилие торговых центров в городе, к качественным объектам торговой недвижимости можно отнести только ТРЦ “Мегацентр “Горизонт” и ТЦ “А’Стор Плаза”, – считает Алексеев. А общая площадь качественных арендопригодных помещений составляет около 64 000 кв. м.

Ситуация должна измениться в ближайшие год-полтора: к открытию запланированы сразу несколько крупных комплексов в разных частях города – Fashion Centre (девелопер – “Росевродевелопмент”), ТРК “Калинка-малинка” (Adm Group), ТРЦ на пр-те Нагибина (“Мир Комвек”), “МегаМаг” (“Единство”), “Мега” в Аксайском районе, ТРЦ “КИТ” (“КИТ-Кэпитал”).

По оценке начальника отдела консалтинга компании “Торговый квартал” Елены Бухаровой, если все заявленные проекты будут сданы в срок, то к концу 2008 г. в Ростове появится около 400 000 кв. м качественных торговых площадей. Насыщение рынка приведет к стабилизации арендных ставок, но вряд ли к их снижению, прогнозирует замначальника отдела коммерческой недвижимости “Нирлана” Светлана Аксенова. Собственникам некоторых работающих торговых центров придется задуматься о реконцепции, считает Бухарова.

Часть площадей в строящихся ТРЦ должны занять продуктовые ритейлеры. Так, по данным участников рынка, в ТРЦ на пр-те Нагибина планируется открытие гипермаркета “Седьмой континент”, в “Меге” разместится “Ашан”.

Сетевые операторы не ограничиваются только арендой, а инвестируют в собственные торговые объекты. На конец января 2008 г. запланировано открытие второго гипермаркета “О’кей” на ул. Малиновского. Примерно в это же время должен заработать и гипермаркет “Лента” в пос. Янтарный (Аксайский район), строительство которого началось в апреле 2007 г. По словам менеджера по связям с общественностью “Ленты” Светланы Немиро, инвестиции компании оцениваются в $20 млн, общая площадь магазина – около 12 000 кв. м.

Ростовская компания “Мега-Дон” (магазины “Империя продуктов”) строит в центре Ростова торговый центр площадью 7500 кв. м, продуктовый супермаркет займет в нем 1500–2000 кв. м, остальное будет сдаваться в аренду, рассказывает совладелец компании Ашот Хбликян. Еще два магазина строятся на территории Северного жилого массива.

Кроме того, сетевые операторы активно продвигаются в города Ростовской области. По словам Хбликяна, в 2008 г. компания намерена открыть 5–8 магазинов “Империя продуктов” по 800 кв. м в городах области. А франчайзи “Пятерочки” – “Агроторг-Ростов” осенью начнет строительство универсамов площадью 1000–1500 кв. м в пос. Каменоломни Октябрьского района, городах Зверево, Гуково, Новошахтинск, Красный Сулин, Таганрог, Цимлянск и Пролетарск, рассказывает директор компании Игорь Дмитренко. По его словам, объем инвестиций в каждый магазин составит около 26 млн руб.