Громкие имена: Возрождение “Интуриста”


“Интурист Отель Групп”

Управляющая компания сети гостиниц “Интурист Отель Групп” создана в 2003 г. Входит в группу компаний “Интурист”. В 2003 г. “Интурист Отель Групп” запустила систему централизованного бронирования Opera Reservation System – ORS, которая является новым поколением интеллектуальных систем для гостиниц. В июле 2007 г. к системе подключено четыре гостиницы сети “Интурист”. Наряду с системой бронирования установлена и полностью интегрирована централизованная информационная система данных о клиентах - Customer Information System (CIS).

Президент компании “Интурист Отель Групп”, структурного подразделения холдинга ВАО “Интурист”, Филипп Брисбуа представляет собой именно предпринимателя и управленца, который прошел буквально все ступени карьерной лестницы, начиная с сотрудника фронт-офиса в отеле. Изучив в течение нескольких лет гостиничную индустрию изнутри на службе в отелях России, Европы и США, он теперь направляет большой корабль под знакомым россиянам брендом “Интурист” к покорению новых высот. Брисбуа уверяет, что “Интурист” никогда не прекращал своего существования – ни во времена перестроечной России, ни в период кризиса 1990-х гг. Но теперь, в 2000-х гг., для отельного бизнеса наступила новая эра.

- Вы целенаправленно шли к тому, чтобы возглавить один из крупнейших российских гостиничных холдингов?

- Вообще, я начинал карьеру в банке. И однажды, совершенно внезапно для самого себя, оказался в гостинице. Работал, действительно, сотрудником фронт-офиса в “Новотель-Шереметьево-2”. Если честно, то тогда я думал, что это временное явление. Но получилось, что так и остался в индустрии гостеприимства, о чем не жалею. Мне эта сфера крайне интересна. Первое образование никак не связано с гостиничным делом: я окончил Российский государственный социальный университет. Но когда понял, что буду работать в отелях, то решил повысить квалификацию – прошел специальный курс по международным гостиничным технологиям и управлению в Германии, Португалии и США.

- Могли бы вы назвать три базовых качества любого успешного отельера?

- Это оперативность, гибкость и самообладание.

- Давайте поговорим о бизнесе, в котором каждую минуту приходится демонстрировать эти качества. Советская система “Интуриста”, как и все в СССР, была государственной. Но в новое время компанию выкупила АФК “Система”.

- “Интурист” – один из старейших активов “Системы”. Вот “Интурист Отель Групп” – другое дело, это молодая компания, она появилась как гостиничный дивизион в структуре “Интуриста” в 2003 г. C 2006 г. мы внесли некоторые изменения в систему холдинга »Интурист”, в результате чего компания “Интурист Отель Групп” стала составляющей ГК “Интурист”.

- На пресс-конференции в Угличе, которая проводилась в этом году по случаю открытия в городе отеля “Москва” – еще одной гостиницы “Золотого кольца России”, представители вашей компании говорили о модной ныне системе вертикально-интегрированного холдинга. В такой холдинг, собственно, и превратился современный “Интурист”. Объясните, как эта структура работает?

- ВАО “Интурист” – вертикально-интегрированный туристический холдинг. Чтобы было понятнее, это большая система филиалов. Например, “Интурист Отель Групп” имеет основной офис в Москве и сеть гостиниц с филиалами компании, или представительствами, в нескольких регионах, а именно: в Ростове, Угличе, Ярославской области, Иванове, Нижнем Новгороде, Петрозаводске и т. д.

- В этой системе есть и девелоперское подразделение?

- Девелоперское подразделение входит непосредственно в ВАО “Интурист”. Мы, как управляющая компания, больше занимаемся консультациями в области, касающейся проектирования и строительства гостиниц, и управлением отелями как таковым. Мы, конечно, сопровождаем все девелоперские гостиничные проекты нашей головной компании. Но строительное подразделение представляет собой скорее вспомогательный инструмент, с помощью которого мы добиваемся нужного нам объема номерного фонда. Сейчас цель “Интурист Отель Групп” – создание сильной гостиничной сети.

- Как все четыре дивизиона “Интуриста” – компания-туроператор, департамент розничной продажи турпродукта, транспортные услуги и гостиничный бизнес – взаимодействуют между собой?

- Стратегия развития нашей компании – “Интурист Отель Групп” как раз и строится во взаимодействии с работой компании-туроператора, «НТК Интурист», входящего в систему “Интуриста”. Естественно, мы пойдем в первую очередь в те города, где уже работает наш туроператор, как в России, так и за рубежом.

- Вам известно, что представляла собой структура советского “Интуриста” – как она работала, на кого была рассчитана?

- Всесоюзное акционерное общество (ВАО) “Интурист” был создан еще в 1929 г. известным человеком в СССР – членом ЦК и наркомом внешней и внутренней торговли Анастасом Микояном. Структура была создана специально для того, чтобы организовывать выезд совслужащих в командировки за границу и въезд некоторых иностранцев в Советский Союз.

Позже появилась альтернативная компания “Спутник”, и отчасти этим же занимались профсоюзы. Тем не менее все билеты и номера в гостиницах оформлял “Интурист”. Из тех времен в современную систему ВАО “Интурист” перешли богатейший опыт, накопленный предыдущими поколениями сотрудников, традиции работы. Но в наше время мы стараемся привносить в систему “Интуриста” все новое и прогрессивное, включая технологии.

- В общей сложности под вашим управлением сейчас 10 действующих объектов?

- Пока около 7 действующих отелей. Но они уже не имеют отношения к той, прежней, советской системе “Интуриста”. Это совершенно новая сеть отелей. У нас нет намерения восстановить сеть отелей прошлого. Перед нами задача создать современную гостиничную сеть на базе тех объектов, которые мы сегодня арендуем или строим.

- В каких регионах, в России и за рубежом, открыты отели под управлением современной “Интурист Отель Групп”?

- За рубежом это курорт в Карловых Варах в Чехии, где находится наш знаменитый 5-звездочный отель Savoy Westend Hotel. Это гостиница Principe в Италии, которая сейчас переживает реконструкцию.

В России самое важное стратегическое направление – Москва. В Санкт-Петербурге отелей под нашим управлением пока нет. Но нам крайне интересен этот город и в целом Северо-Западный регион. Поэтому, думаю, найдем возможность выйти туда. Надо также упомянуть Нижний Новгород, где у нас находится реконструированная гостиница “Октябрьская”. У нее будет и вторая очередь, на берегу Волги.

Назову Петрозаводск, тоже достаточно интересный туристический город. Он требует, конечно, развития инфраструктуры. У нас там в управлении гостиница “Северная”, центральный отель города. В Самаре также активно работаем, подписано соглашение с самарской частной гостиницей “Волга”. “Интурист Отель Групп” сотрудничает как с государственными собственниками гостиниц, так и с частными владельцами.

Под нашим брендом находятся также уже известные гостиницы в Ярославской области – “Московский тракт” в Ростове Великом и “Москва” в Угличе, которые построены совместно с департаментом имущества столицы по программам развития 3-звездочных гостиниц и “Золотое кольцо России”.

- У “Интуриста” больше отелей находится в управлении, нежели в собственности?

- Если мы говорим о московских гостиницах “Пекин” и “Космос”, то они находятся в собственности ВАО “Интурист” и под управлением “Интурист Отель Групп”. В собственности также гостиница Savoy Westend Hotel и реконструируемый в Италии комплекс. Те отели, с которыми у “Интурист Отель Групп” подписаны договоры на управление, могут находиться как в собственности нашей головной компании, так и в руках других владельцев. Но вопросы собственности все-таки не в моей компетенции.

- У вас в управлении только две гостиницы в Москве? Какие планы по расширению присутствия в столице?

- В разработке сейчас несколько девелоперских проектов, насколько мне известно. Я пока не могу делиться во всех деталях информацией о планах нашего холдинга в столице. Но в общем и целом могу сказать, что в ближайшем будущем скорее всего две гостиницы: одна – внутри Садового кольца, другая – в пределах Третьего транспортного кольца. У обоих зданий есть частные владельцы. То, которое в районе Третьего кольца, недавно построено. Другое, на Садовом кольце, на стадии строительства.

- Какой процент получает на московском рынке управляющая компания за свои услуги и как этот процент рассчитывается?

- Процент рассчитывается по-разному: от выручки, от прибыли, от чистой прибыли. Все зависит от каждого конкретного случая. Или это может быть какая-то фиксированная сумма.

Так как рынок гостиничных услуг в стране только-только формируется, на сегодняшний день наилучшая форма работы для управляющей компании с учетом нашего налогового законодательства – аренда зданий гостиниц. Иногда управляющая компания берет в аренду гостиницу и все бизнес-процессы, а собственник объекта полностью отстраняется от ведения дел и соглашается на получение вознаграждения в виде фиксированных платежей или процента от прибыли. Все зависит от договоренности с владельцем.

Также удобен и франчайзинг. Наш холдинг продвигает в данном случае бренд “Интурист” в России. То есть мы своим партнерам предлагаем работать с нами по договорам франшизы.

Как рассчитывается заработок управляющей компании, могу объяснить на примере. Допустим, у нас есть гостиница категории “3 звезды” где-то на Волге. Мы, как управляющая компания, арендуем ее у департамента имущества г. Москвы и платим арендную ставку, которую специально рассчитали экспертные организации, привлеченные к проекту (по договору она не может быть озвучена). Доход гостиницы зависит от операционной прибыли, которую она зарабатывает. В данном случае “Интурист Отель Групп” платит только за аренду здания столичному собственнику проекта, все остальные зарабатываемые в процессе эксплуатации деньги – наши. Все коммунальные, юридические и прочие расходы несет арендатор, т. е. наша компания.

Но должно пройти время, чтобы говорить о какой-то постоянной прибыли, которую приносит отель. Надо еще учесть, что отель в Ярославской области новый и у него нет своей истории. И что до сих пор в Угличе гостиницы такой категории не было. Первый год работы отеля можно назвать пробным, когда на практике ее создатели будут смотреть, все ли успешно получилось, будут вносить какие-то коррективы.

- У каждой гостиничной сети есть свои фирменные форматы отелей. Кто-то делает упор на курортные или загородные отели. Некоторые компании развивают SPA-услуги. Другие специализируются на гостиницах для деловых людей. Какой формат или, может быть, форматы появились на российском рынке благодаря “Интурист Отель Групп”?

- У нас есть формат SPA-отелей. Он представлен опять же чешским отелем Savoy Westend Hotel и реконструируемой гостиницей в Италии. Но заметьте, что это гостиницы категории “5 звезд”, а не “3–4 звезды”. Вообще, формат SPA больше подходит для загородных и курортных отелей.

- Будете развивать данное направление?

- Да, например, мы интересуемся Краснодарским краем, Черноморским побережьем Кавказа, присматриваем там здания и площадки.

- В этом году “Ведомости” писали, что “Интурист” собирается приобрести в Сочи гостиницу “Жемчужина”. Так ли это? Какие проекты у вас в Краснодарском крае?

- Да, вы писали, что в Сочи “Система-Галс” – девелоперское подразделение “Системы” – реконструирует пансионат, чтобы превратить его в современный многофункциональный комплекс. И что это “Пансионат с лечением Камелия” на участке в 6,3 га. И в составе комплекса будет отель. “Интурист Отель Групп” станет в нем управляющей компанией. Но мы не можем говорить, что проект состоялся, пока он не завершен.

- Создается впечатление, что вы ориентируетесь больше на сегмент “3–4 звезды”.

- Совершенно верно. Мы ориентируемся на массовый сегмент. На 5-звездочные гостиницы в России самый высокий спрос только в Москве и Санкт-Петербурге. В городах-миллионниках других регионов на сегодняшний день, мы считаем, неактуально развивать сеть “5 звезд”. Вот за рубежом мы рассчитываем на более дорогой сегмент.

Из крупных отелей в Москве у нас в управлении находится 4-звездочная гостиница “Космос” и отель “Пекин”, который пока еще в процессе реконструкции. Мы еще не решили, какой он будет категории, но скорее всего “4 звезды”.

Эти два отеля разные по концепции. В “Космосе” большая площадь, это 25-этажное здание на 1777 номеров, из которых 35 люксов и полулюксов, шесть апартаментов. “Пекин” не такой большой по площади. Гостиница размещается в 13-этажном здании, которое впервые приняло гостей в 1956 г., сегодня оно включено в перечень памятников архитектуры. “Космос” ориентирован больше на деловых людей, а также на корпоративное обслуживание – конгрессы, съезды, совещания. А “Пекин” – такая камерная гостиница в самом центре города.

- Сколько стоят номера в “Космосе”?

- В “Космосе” цены варьируются от 6000 руб. за стандартный номер до 15 000 руб. за люкс.

- О каких проектах на перспективу можете рассказать?

- В серьезной разработке находится Поволжье. Все территории вдоль реки Волги. Активно работаем также в Республике Татарстан, где ведем переговоры с частными собственниками гостиниц, которые заинтересованы с нами работать по франшизе. Есть проект в Калмыкии – в местечке недалеко от Астрахани, на берегу Волги.

Мы не ограничиваемся и теми проектами, которые создаем совместно с правительством Москвы. В рамках программы “Золотое кольцо России” нам интересны и другие города кроме Углича, Ярославля и Ростова Великого. Например, Суздаль, Владимир… Дефицит номерного фонда на “Золотом кольце” исчисляется тысячами гостиничных номеров. Интересуемся и объектами в Твери. За рубежом нам интересны такие страны, как Турция, Египет, Болгария, Италия, Греция, Хорватия, …

- Какой объем инвестиций был направлен в первую гостиницу проекта “Золотое кольцо” – в “Московский тракт”?

- Первоначальные инвестиции составили около $400 000, это только чтобы открыться и начать работать.

- На сколько лет вперед продумана стратегия развития “Интурист Отель Групп”?

- До 2010 г. К этому моменту мы должны выстроить крупнейшую национальную гостиничную сеть, которая будет оператором отелей как на территории России, так и за рубежом.

- Есть ли гостиничные сетевые операторы, которых вы признаете своими конкурентами на российском рынке?

- В том и проблема, что в России пока нет сетей, ни национальных, ни зарубежных. Если говорить о Москве, то сетевыми операторами, работающими здесь, можно назвать Marriott и Accor. Но мы не конкурируем ни с сетями, ни с компаниями. Есть попытки некоторых российских компаний создать сетевые проекты. Знаю по своему опыту общения с собственниками разных гостиниц, что многие из них делали попытки выходить на иностранных операторов, но пока никто так и не договорился. Думаю, идет формирование спроса на услуги сетевых управляющих компаний. Специалистов мало, ресурса не всегда хватает, не все владеют технологиями.

- Как построена работа вашей системы безопасности? Есть какие-то ноу-хау?

- У “Интурист Отель Групп” есть эксклюзивный продукт. Мы развиваем электронную систему управления нашей сетью гостиниц. Управление теперь может осуществляться прямо из центрального офиса в Москве. Суть в том, что мы взяли программный продукт последнего поколения немецкой компании HRS и на его базе создаем централизованную систему управления. Это новая разработка и для самой компании HRS – Opera Hotel Edition. Version 4.0. Продукт тестируется сейчас на практике, в том числе благодаря нашей компании.

Работа выглядит так: операторы, находясь в московском операционном зале, могут бронировать номера в любом отеле “Интуриста”, где бы он ни находился. При условии, конечно, что эта система установлена и в том отеле. Для примера: если клиент остановился в гостинице “Космос”, то на него заводится соответствующий профайл вроде досье. И когда этот же гость остановится, допустим, в отеле Savoy Westend Hotel в Карловых Варах, то система его тут же вычислит, даже если он ранее никогда не останавливался в Savoy и всего лишь один раз побывал в “Космосе”. Делается это не только ради безопасности, но и в качестве справки для служащих отеля, чтобы они знали, какие у каждого клиента предпочтения.

Бронирование благодаря новой интеллектуальной системе происходит в режиме онлайн, в котором обновляется и вся информация о номерах сети отелей, осуществляется контроль за продажами. Как решение для гостиниц подобные системы сейчас используют многие операторы. Но всего в мире таких продуктов около 40. В IV квартале 2007 г. мы планируем установить систему в гостинице “Космос”. Проект серьезный, трудоемкий. Уже подключены гостиницы “Пекин”, “Московский тракт”, “Москва”, “Октябрьская”. Остальные отели подключим до конца 2007 г.

- Сколько стоит установка системы?

- Для центрального офиса, где она устанавливается единожды, проект в целом обходится в $1,5 млн. Для каждой отдельно взятой гостинцы установка программы будет стоить от $60 000. Для отеля вроде “Космоса” – около $350 000, для такого, как “Пекин”, – примерно $100 000.

- Ваша компания развивает еще и дополнительное направление бизнеса помимо гостиничного – управляет фитнес-клубами?

- Для “Интурист Отель Групп” это новое направление. На самом деле этот бизнес принадлежал АФК “Система”. Спортклуб в районе Кунцево, который сейчас находится под нашим управлением, появился одним из первых. Потом “Система” доверила “Интуристу” эту работу. Сеть известна под брендом “Олимпик Стар”. Часть спортклубов находится в наших же отелях. Есть клуб в чешской гостинице Savoy, в московской гостинице “Космос”.

В петрозаводской гостинице “Северная” создан хороший фитнес-центр. Представляете, для Петрозаводска это вообще новое направление. В частности, нам придется формировать там спрос на этот вид услуг.

Есть среди клубов “Олимпик Стар” такие, которые существуют отдельно, вне гостиниц. Это тот же “Олимпик Стар” в Кунцеве, велнес-центр “Каскад” на Рочдельской улице, фитнес-студия “Темп” на Большой Татарской улице. Это выгодный бизнес, бюджетодающий, он нам интересен. В новой гостинице в Угличе тоже оборудовали спортклуб. Предполагаем, что будет хороший спортивный объект в Ярославле, где сейчас строится отель. И в курортно-гостиничном комплексе “Алтай-Resort” тоже.

Хотя спортклуб при гостинице работает иначе, нежели отдельно стоящий фитнес-центр. В отеле это в большей степени часть общей инфраструктуры для клиентов. Открывать его для посетителей извне, чтобы зарабатывать на этом деньги, всегда надо аккуратно. Мы не хотим создавать для гостей какие бы то ни было неудобства.