Полная номенклатура

Европейская подшипниковая корпорация перепрофилирует саратовский завод на выпуск продукции для железной дороги и ВПК

ОАО «Саратовский подшипниковый завод»

По данным СПАРК, в 2006 г. выручка СПЗ составила 1 млрд 405 млн 307 000 руб., чистая прибыль – 143 млн 829 000 руб. За восемь месяцев 2007 г. СПЗ выпустил 15 млн 849 000 подшипников качения (без велосипедных).

Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК) довела свою долю в ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (СПЗ) до 100%, сообщила пресс-секретарь ЕПК Наталья Святославская (до этого в середине мая 2007 г. корпорация купила 23,8% акций СПЗ). По словам Святославской и начальника управления контроля промышленности ФАС РФ Алексея Ульянова, 20 июля сделка получила одобрение ФАС РФ. Сумму сделки Святославская не назвала. Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак считает, что весь завод стоит $68–70 млн, соответственно, покупка оставшихся 76,2% акций СПЗ обошлась ЕПК примерно в $55 млн. Святославская сказала, что в течение трех лет корпорация намерена инвестировать в завод около 1,5 млрд руб. своих и привлеченных средств.

«Мы получили актив, которого нам не хватало для полноты номенклатуры», – говорит Святославская: на СПЗ хорошо развито шариковое производство, железнодорожных подшипников и спецпродукции для ВПК. Гендиректор ЗАО «ТД ГПЗ» (владельцем ЗАО является союз МРК «Подшипник») Андрей Костоглод считает, что ЕПК интересует в основном железнодорожное и военное производство и «все остальное они развивать не будут». До 2010 г. между РЖД и ЕПК действует пятилетний контракт на поставку подшипников на сумму 16 млрд руб. Таким образом, говорит Костоглод, сейчас у ЕПК почти стопроцентный контроль над железнодорожными поставками (подавляющую часть заказа для железной дороги выполняет сейчас Степногорский подшипниковый завод в Казахстане). РЖД готова инвестировать в улучшение качества железных дорог, а военная промышленность – это гарантированный госзаказ, подтверждает Святославская. Она говорит, что на СПЗ сейчас «разрабатывают новые типы подшипников, которые до сих пор здесь не производились». По словам Святославской, из 548,5 млн руб., которые ЕПК вложит в развитие СПЗ до середины 2008 г., более 400 млн руб. пойдет на увеличение выпуска железнодорожных подшипников.

Святославская сообщила также, что ЕПК ведет переговоры с одной из американских компаний – поставщиков комплектующих для железнодорожного транспорта (назвать компанию она отказалась) об организации на базе СПЗ совместного производства.

Аналитик ИК «Финам» Владислав Исаев полагает, что доля СПЗ на рынке составляет около 7%, а Ульянов и Пак считают, что с учетом этого актива доля ЕПК на рынке составляет 50%. Еще около 10% рынка приходится на китайский импорт, говорит Пак, примерно 20% рынка – на ОАО «Самарский подшипниковый завод», добавляет Исаев. По его мнению, оставшаяся доля рынка приходится на китайский контрафакт.

Но Святославская говорит, что после завершения сделки доля ЕПК на рынке увеличилась лишь до 44%. По ее словам, если в начале года ЕПК оценивала свою долю на российском рынке на уровне 42%, то по итогам I квартала 2007 г., по подсчетам специалистов ЕПК, этот показатель снизился до 37%. По словам Святославской, это характерно для всех российских производителей и связано с тем, что количество контрафакта в России растет на 10% в год при ежегодном росте российского рынка на 5–7%. По мнению Исаева из «Финама», в 2006 г. объем выпуска подшипников российскими предприятиями составил около 160 млн штук, но производство в России ежегодно падает на 15%.