Каспий: Деление богатого моря


Президент Владимир Путин сегодня посетит Тегеран в рамках второго саммита прикаспийских государств. Интерес к этому визиту чрезвычайно велик, потому что Иран сейчас словно магнит притягивает к себе острейшие мировые проблемы.

Хотя поездка Путина в Тегеран осуществляется не в рамках официального визита с целью развития российско-иранских отношений, российское руководство вновь попало под сильный огонь критики Запада, требующего от Москвы прекратить любое сотрудничество с Тегераном в ядерной области, в том числе касающееся заключенного еще в середине 1990-х гг. контракта на достройку легководного энергетического реактора в Бушере.

Между тем главный вопрос саммита прикаспийских государств связан с определением правового статуса Каспийского моря, который возник вскоре после распада Советского Союза. Ранее такой проблемы не существовало, потому что действовали советско-иранские договоры 1921 и 1940 гг., в соответствии с которыми Москва могла рассматривать Каспий как внутренний водоем. Позднее на берегах моря помимо РФ и Ирана возникли еще три независимых государства – Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, а на шельфе были обнаружены перспективные нефтегазовые месторождения. Все это потребовало выработки нового статуса Каспия на основе консенсуса между всеми пятью государствами.

Первый саммит прикаспийских государств состоялся в Ашхабаде в 2002 г. Планировалось, что такие встречи станут ежегодными, но этого до сих пор так и не произошло. За это время в Иране, Азербайджане и Туркменистане сменились лидеры, а Москве удалось договориться с Астаной и Баку, что полностью решило вопрос по северной (российской) части Каспия. В отношении же южной части Каспийского моря этот вопрос пока решить не удается ввиду жесткой позиции Тегерана, пытающегося использовать в своих интересах устаревшие советско-иранские договоренности. Помимо этого Азербайджан, Туркмения и Иран имеют на Каспии ряд спорных территорий.

На фоне эскалации конфликта, связанного с иранской ядерной программой, по-видимому, наиболее реален следующий сценарий дальнейшего развития событий: Азербайджан будет сохранять с США стратегическое партнерство, но постарается не допустить использование своей территории против Ирана. Москва активно поддержит позицию Баку по этому вопросу. Однако двойственность положения Азербайджана исключает компромисс со стороны Ирана в отношении Каспия. В этом случае вопрос о правовом статусе Каспия будет отложен на неопределенный срок, а все заинтересованные стороны за исключением Ирана смогут продолжать добычу со дна моря нефти и природного газа. При этом отдельные конфликты между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном по вопросу спорных территорий Каспийского моря возможны, хотя и не будут носить катастрофического характера.

Таким образом, предстоящий саммит прикаспийских государств не является для Кремля только ширмой для проведения российско-иранских переговоров на высшем уровне, так как вопрос статуса Каспия имеет для страны важное значение. Конечно, Москва хотела бы и дальше контролировать пути транспортировки энергоресурсов, однако после постройки нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан она уже не обладает монополией в этой сфере. Ощутимо нарастает в регионе западное влияние, которое выражается, в частности, в стремлении проложить по дну Каспийского моря нефте- и газопроводы, в том числе в рамках Транскаспийского газопровода и ввести вооруженную охрану транспортируемой нефти. В этих условиях позиции Москвы и Тегерана по вопросу статуса моря объективно сближаются. Пожалуй, это одна из немногих проблем, по которым возможна взаимная координация усилий. Следовательно, участие Москвы в предстоящем саммите отвечает российским интересам и не является лишь выражением независимой от Запада внешней политики.