Вектор


Недооценили

Но вчера на LSE GDR «Уралкалия» на предварительных торгах подорожали на 25% по сравнению с ценой размещения – до $21,87. У банков – организаторов IPO, Citi, «Ренессанс капитала» и UBS, есть опцион на акции «Уралкалия» по цене размещения, так что они уже заработали. А Рыболовлеву, выходит, надо грустить: он вместе с банками чересчур консервативно оценил «Уралкалий». Рыболовлев не первый, кто дует на воду в таком вопросе. В прошлом году во время IPO ТМК спрос со стороны инвесторов превысил предложение в 19 раз, и в первый день торгов котировки акций компании прибавили 17%. Примечательно, что владелец ТМК Дмитрий Пумпянский сделал дисконт именно с оглядкой на неудачную попытку первого размещения «Уралкалия».

Российские сборщики персональных компьютеров растут вместе с рынком: продажи компьютеров после кризиса 1998 г. ежегодно увеличиваются более чем на 20%. Среди сборщиков уже есть несколько «миллионеров» – компаний, которые собрали более 1 млн компьютеров: «Формоза», «Аквариус», K-Systems. На прошлой неделе о собранном миллионом персональном компьютере объявила Depo Computers, продавшая первый компьютер под своей маркой всего четыре года назад. Около 1 млн ПК собрал еще один крупный российский сборщик, Kraftway Computers. А старожил российского рынка – «Формоза» собралась выпустить до конца года 5-миллионный компьютер. Гендиректор K-Systems Эдуард Воронецкий говорит, что российские сборщики ПК уже выходят на уровень крупнейших европейских компаний. Участники рынка не собираются сбавлять обороты. До сих пор рынок рос в основном благодаря поставкам в госсектор и компании, но в последние годы компьютеры активно покупают и домашние пользователи.

Что следует считать удачным IPO? Инвестбанкиры ответят: если компания уложилась в объявленный ценовой диапазон. Еще лучше, если размещение прошло по верхней границе – как у владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева: инвесторы уплатили по $3,5 за акцию ($17,5 за GDR), пакет составил 12,5%. Сумма сделки составила $947,97 млн (без учета опциона банков). На акции «Уралкалия» была рекордная переподписка: спрос в 23 раза превысил предложение. Рыболовлев должен быть счастлив: в прошлом году инвесторы так низко оценили его компанию, что ему пришлось отказаться от сделки.

Счет на миллионы