Oт редакции: Пираты платят


Британская группа Radiohead выложила свой новый альбом в интернете. Желающие скачать музыку сами определяли, сколько заплатить и платить ли вообще. Через неделю появились приблизительные оценки: альбом скачали 1,2 млн раз, опрос 3000 человек на сайте Record Of The Day показал среднюю цену альбома – 4 фунта. Реальные цифры могут оказаться заметно ниже, важно другое – эти деньги группа фактически отобрала у интернет-пиратов.

Защита авторских прав – по сути защита дохода правообладателей. В последнее время это актуально: рынок большой, развитие интернета упростило пиратство, рекорд-лейблы в ответ лоббируют ужесточение антипиратского законодательства. А оно, как и правоприменительная практика, в этой сфере противоречиво. Предметом спора обычно становится упущенная выгода, которую сложно подсчитать.

Radiohead не первые стали выкладывать продукт в интернете. Такой опыт (причем финансово неудачный) имел, например, Стивен Кинг, писавший в интернете роман The Plant. Бесплатное распространение музыки в интернете – элемент промоушена начинающих групп. Треки, размещаемые в интернете, как правило, хуже качеством, чем записанные на CD, как и в случае с Radiohead. По существу, группа выложила демо-версию, а CD выйдет позже и будет продаваться по обычным правилам. Те, кто захочет оценить музыку в настоящем качестве, должны будут купить диск.

И все равно это прецедент. Качество треков достаточно для прослушивания на MP3-плейере, т. е. те пользователи, которые привыкли скачивать пиратскую музыку в интернете, будут удовлетворены. Пираты собирают основной доход в первые 10 дней продажи – Radiohead, выложив альбом в интернете до релиза CD, отобрали у них значительную часть рынка.

В перспективе вся музыка в интернете будет бесплатной – но не пиратской: владельцы сайтов будут платить правообладателям из доходов от рекламы. Это не подорвет основы рекорд-бизнеса, как телевидение не убило кино. Всегда будут желающие слушать музыку на носителях разного качества. Надо лишь грамотно собирать с них плату.