Проезд запрещен

10 ноября правительство перестанет принимать заявки от автоконцернов на льготы по сборке машин. Все желающие их уже получили. Кроме китайских компаний

Вчера «Российская газета» опубликовала приказ министров экономического развития, финансов и промышленности и энергетики, установивший крайний срок приема заявок от автоконцернов на работу в режиме промсборки. Подписан он был еще 11 сентября. Предполагалось, что приказ вступит в силу с 15 сентября, рассказал чиновник одного из министерств. Но из-за перестановок в правительстве регистрация приказа в Минюсте затянулась. Поэтому он вступит в силу 10 ноября. Автоконцерны, подписавшие с Минэкономразвития хотя бы протокол о намерениях о работе в режиме промсборки, еще смогут получить льготы, остальные их уже не получат никогда. Это одно из условий вступления России в ВТО, объясняет собеседник «Ведомостей».

За льготами уже обратились почти все, кто хотел это сделать, напоминает аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак. Инвестсоглашения с Минэкономразвития подписали 15 автоконцернов, включая Toyota, Nissan, Ford, Renault, General Motors, Volkswagen, Suzuki, PSA Peugeot-Citroen, «Северсталь-авто», «Ижавто» и «АвтоВАЗ», протоколы о намерениях – Mitsubishi и Hyundai. Без льгот рискуют остаться лишь китайские автопроизводители. Great Wall никаких документов с Минэкономразвития так и не подписала, а Chery хочет производить машины с калининградским «Автотором». Правда, чиновники давно пытаются лишить регион права беспошлинного ввоза комплектующих для сборки автомобилей. C Great Wall вчера связаться не удалось. Работать в режиме промсборки Chery не планирует, говорит представитель компании.

Без льгот России вряд ли бы удалось привлечь столько инвестиций в автопром, отмечает Пак. «Северсталь-авто» потратила на новые проекты $250 млн, говорит представитель компании. Toyota и Volkswagen планируют инвестировать более $1 млрд каждая. Растет и производство иномарок в России. В 2004 г. эта цифра без учета завода Ford во Всеволожске, беспошлинно ввозившего компоненты, составила 90 000 (6,2% рынка), а за первое полугодие 2007 г. – 205 000 (17%). К 2010 г. в России будет собираться до 1 млн иномарок в год, считает аналитик A.T. Kearney Евгений Богданов. «База местных поставщиков в России еще не развита, льготы позволят существенно сэкономить», – отмечает представитель «Ниссан мотор Рус» Татьяна Натарова. Впрочем, представитель Renault Ольга Сергеева уверяет, что ее компания собирала бы автомобили в России и без льгот.

Что такое промсборка

Постановление о режиме промышленной сборки автомобилей принято правительством в марте 2005 г. Оно дает право автоконцернам, организовавшим в России сварку, окраску и сборку не менее 25 000 машин в год, ввозить автокомпоненты по ставке не более 3%. Через 2,5 года предприятия обязаны приступить к сокращению списка льготно ввозимых компонентов. За 4,5 года он должен уменьшиться на 30%.