«Комстар» не для всех

Компания планирует увеличить к 2011 г. свою долю на корпоративном рынке с 3% до 25%

Реализация стратегии должна увеличить выручку от местной связи в регионах в 12 раз – с $42 млн в 2006 г. до $500 млн к 2011 г. При этом $200 млн принесут нынешние активы «Комстар-ОТС», а $300 млн компания планирует получить за счет приобретений. Еще $50 млн компания надеется ежегодно зарабатывать на услугах дальней связи, которые она до сих пор не оказывает. Но Приданцев пообещал, что до конца года «Комстар» выйдет на рынок дальней связи, реализовав свою лицензию дальней связи либо получив контроль в операторе дальней связи МТТ с помощью своего основного акционера – АФК «Система».

На качество

152. МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ потратит до конца 2008 г. Coscom на модернизацию своей GSM-сети в Узбекистане, сообщает «Прайм-ТАСС». Coscom принадлежит холдингу Fintur, который контролируется шведско-финской TeliaSonera.

Вчера президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев рассказал о ключевых положениях региональной стратегии компании на 2008–2011 гг. Несмотря на то что сейчас большую часть выручки (62% в 2006 г.) оператор получает за счет МГТС, работающей на массовом рынке, в регионах «Комстар» будет предоставлять услуги только корпоративным пользователям.

За следующие четыре года «Комстар» планирует потратить на региональную экспансию $120 млн (без учета приобретений). Стратегия предусматривает строительство собственной инфраструктуры и мелкие приобретения там, где компания уже работает (Московский регион, Краснодар, Самара, Саратов, Тюмень, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО). Также «Комстар-ОТС» планирует увеличить присутствие в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах и выйти в Сибирь и на Дальний Восток, приобретая местные компании-лидеры, отметил вице-президент «Комстар-ОТС» по региональному развитию Виктор Кореш. Все это должно помочь компании увеличить к 2011 г. долю на региональном корпоративном рынке с 3% до 25%, считает Кореш.

«Комстар» уже начал воплощать стратегию в жизнь. На прошлой неделе компания купила 87,5% ханты-мансийского оператора РТЦ за $21 млн, а также крупнейшего альтернативного оператора Юга России – «Цифровые телефонные сети» (ЦТС, см. врез). Однако Приданцев не раскрывает, сколько всего средств пойдет на региональные приобретения.

Golden Telecom (GT) – основной конкурент «Комстара» – решил работать и с массовым рынком. Стратегия GT, представленная в мае, предполагает строительство до 2010 г. в 65 крупнейших городах России мультисервисной сети широкополосного доступа в интернет стоимостью $1,3 млрд. «В настоящий момент мы предпочитаем самостоятельно строить сети», – поясняет пресс-секретарь GT Анастасия Борзова. Доля GT на рынке фиксированной связи в 20 крупнейших городах составляет 17–18%, в среднем по России – 12%, причем 95% выручки компании приносят корпоративные клиенты, подчеркивает Борзова.

«Комстар» правильно делает упор на развитие корпоративного сегмента, ведь у компании помимо МГТС есть и блокпакет «Связьинвеста», также работающего на массовом рынке», – замечает содиректор аналитического департамента Deutsche Bank Алексей Яковицкий.

В три раза дороже

«Комстар-ОТС» заплатил 4,1 млрд руб. ($167,4 млн) за 100% «Цифровые телефонные сети юг» (ЦТС) – примерно 5,5 EBITDA, ожидаемой по итогам 2007 г. Выручка ЦТС за девять месяцев 2007 г. – $41,8 млн, OIBDA – $22,3 млн, рентабельность по OIBDA – 53%, чистая прибыль – $14,3 млн. ЦТС обслуживает более 155 000 номеров, контролируя треть ростовского рынка. В августе 2004 г. купить ЦТС за $45 млн хотела Golden Telecom, но не договорилась о цене.