Бриллианты в шоколаде

Покупательская активность россиян в предновогодние дни демонстрирует традиционный рост. Специалисты Ситибанка утверждают, что в последние годы это связано и с ростом безналичных платежей по кредитным картам
В. Баранов

Количество выпущенных в России кредитных карт увеличивается из года в год. По данным ЦБ, на 1 октября 2007 г. было выпущено 96,2 млн карт (на 1 октября прошлого года – 67,7 млн). Ситибанк проанализировал потребительское поведение более 100 000 клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые активно использовали при оплате покупок в 2006 г. кредитные карты. Сравнивалось использование карт в декабре и ноябре.

Абсолютным лидером роста стала продажа кондитерских изделий. Расходы на торты и конфеты увеличиваются более чем на 2000%. «Сладости – универсальный подарок, к тому же их покупают и к праздничному столу», – комментирует председатель совета директоров «Конфаэль» Ирина Эльдарханова. По ее словам, на декабрь приходится 22% годовых продаж, а по сравнению с летними месяцами они растут в 4–5 раз.

Неожиданные результаты демонстрируют расходы на алкоголь. Женщины в декабре покупают его чаще (рост по сравнению с ноябрем – 197%), чем мужчины (+138%). «Женщины и девушки – основные покупатели подарочного алкоголя», – объясняет замгендиректора по продажам и дистрибуции алкогольной компании «Лудинг» Ашот Гришин. По сравнению с ноябрем продажи алкоголя увеличиваются в 1,5 раза, к среднемесячным – в два раза. По его словам, на декабрь приходится до 16% годовых продаж.

Одна из популярных категорий – «ювелирные изделия, часы и предметы роскоши». Мужчины покупают их больше на 184%, женщины – на 125%. «Декабрь – единственный месяц, когда отмечается беспрецедентный рост в этой категории, даже в марте рост скромнее», – говорится в исследовании. По словам Георгия Побелянского, директора ювелирной сети «585», спрос в декабре удваивается по сравнению со среднегодовым. «На декабрь приходится около 20% годовых продаж», – говорит он.

Сильный скачок отмечен в сегменте «парфюмерия и косметика» и у мужчин (рост – 96%), и у женщин (рост – 78%). Эксперты объясняют это тем, что и те и другие дарят косметику и парфюмерию как самый необременительный подарок. «Пиковые сезоны для продаж косметики и парфюмерии – март и декабрь», – комментирует гендиректор сети «Л’Этуаль» Александра Ушакова. Она отмечает, что на декабрь приходится до 35% всех продаж. Тот факт, что в декабре рост покупок косметики среди мужчин выше, она объясняет тем, что в остальное время года 90% покупок совершают женщины, мужчины об этом задумываются лишь в период праздников.

Не менее значима категория «электроника». Рост числа совершаемых покупок у мужчин в декабре составляет 78%, у женщин – 7%. «Женщина является инициатором покупки, а расплачивается за нее мужчина и все чаще картой», – объясняет Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью «Техносилы». Она добавила, что в декабре по отношению к ноябрю рост продаж удваивается.

По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2006 г. составил 8,6 трлн руб. (примерно $332 млрд). «На декабрь приходится до 15% от продаж всех ритейловых сетей», – оценивает исполнительный директор торгово-закупочного союза розничных сетей Т3С Кирилл Евстигнеев.