Песня природы и пороха


Регулярно выступающий в России Вячеслав Ганелин на этот раз сыграл три концерта в дуэте с мультиинструменталистом из Израиля. Бывший наш, музыкант с репутацией продвинутого европейца, Ганелин последние 20 лет является еще и музыкантом с Ближнего Востока. И в его дуэте с Гершоном Вайссерфирером зазвучала как раз эта тема.

Вайссерфирер формально значится как исполнитель на уде, ближневосточной лютне. На самом деле он играет на всем, из чего только можно извлечь звук, – не только на уде, но и на его помеси с банджо, на гибриде флейты и кларнета, на мелодичной африканской трещотке – мбире и даже на терменвоксе. Правда, терменвокс Вайссерфирер использует больше так, как художник-абстракционист – кисть и краски, издавая широкие звуковые мазки и лишь изредка переходя к характерному «эфирному» тону.

В дуэте Вайссерфирер отвечает за коренной Восток, и было бы логично предположить, что Ганелин сыграет иную роль: недаром же он слывет космополитом, а импровизации его бывшего трио ГТЧ получали постфактум итальянские названия. И правда, ганелинские буги-вуги – не столько джазовые, сколько арт-роковые а-ля Кит Эмерсон – сочетались с однозначно идентифицируемым «востоком» его партнера. И все же роли разложились сложнее.

Оба участника дуэта вовсю пользовались электроникой; Ганелин больше изображал экзотические зурны или ударные, его поток сознания в этом дуэте протекал в четко очерченных ориентальных берегах. Соприродный же Вайссерфирер тоже иногда пропускал свои инструменты через синтезаторные примочки, как бы намекая на то, что натурального в мире остается все меньше и меньше.

Общая для двоих восточная тема приобретала тревожный, подчас даже апокалиптический тон. А намеренно хрупкий, уточенный бис заставил вспомнить конец «Бесплодной земли» Т. С. Элиота: «Так кончится мир: не взрывом, но всхлипом!».