Новинки книжных развалов: По Семлера велению


В сказке Емеля «по щучьему веленью» добивается всего что угодно. В реальной жизни Рикардо Семлер, владелец Semco, пытаясь спасти компанию, «перепробовал все существующие идеи, которые смог найти, штудируя эти чертовы книги по бизнесу» (а ими были забиты два шкафа), «но только не мог сделать так, чтобы они (книги) работали в наших офисах и на заводах».

Что случилось потом, описано в двух книгах самого Семлера – и всё это происходит, как в сказке: «Все сотрудники в Semco, даже топ-менеджеры, сами принимают посетителей, сами отправляют факсы, печатают письма и набирают телефонные номера», проблем с кадрами, как и с прибылью, давно нет, хотя каждый сам устанавливает себе зарплату. Кстати, нет в компании и «бизнес-плана или стратегии компании», нет столовой для руководства и должностных инструкций. Вместо них сотрудники получают лишь 20-страничную книжечку «Руководство по выживанию».

Пытаясь выведать эти самые секреты выживания, толпы паломников из журналистов, исследователей, предпринимателей и топ-менеджеров постоянно прибывают в бразильский Сан-Паулу. В ведущих университетах мира, таких как Стэнфорд и Гарвард, пытаются понять, как, взяв от капитализма «идеалы личной свободы, индивидуализма и конкуренции», а от социализма стремление «сдерживать неуемную жажду наживы и делиться информацией и властью», Semco стала успешной компанией.

В толпе страждущих секрета однажды оказалась жена рабочего Semco: «Она была озадачена поведением мужа». При встрече с сотрудником компании она сказала, что муж больше не кричит на детей и спрашивает, чем бы они хотели заняться в выходные; он перестал быть раздражительным и деспотичным, как раньше. «Женщину волновало, что мы сделали с ее мужем», – пишет Семлер, но ответа на вопрос не дает. Зато пишет о том, как сам он, оставаясь владельцем, из традиционного СЕО превратился в «chief enzyme officer – главный фермент администрации» и ныне с удовольствием исполняет эту роль, «выдвигая фантастические идеи и задавая бессмысленные вопросы».

Но, наверное, самый сложный вопрос в компании Semco задают новичку, выдавая визитку: «Придумайте должность, наиболее подходящую для вас с вашей точки зрения, и впечатайте ее сюда». «В Semco позволено писать на визитках все что душе угодно, – сообщает Семлер и добавляет: – У меня лично визиток вообще нет, так что проблема с титулом отпадает». Зато у одного из руководителей написано: «Блистательный фараон, ответственный за поставки».