MBA не учит зарабатывать деньги. Хорди Кэналс, декан IESE Business School
Декан IESE Business School считает, что главное для современного лидера – знать, как управлять людьмиСтуденты IESE Business School первый год учатся на английском языке, второй год некоторые курсы они слушают на испанском. Это необходимо, чтобы подготовить их к работе в интернациональных командах. Глобальное видение слушателям дают совместные программы с ведущими бизнес-школами США. Это, считает декан IESE Хорди Кэналс, позволяет удерживать высокие позиции в рейтингах (в рэнкинге FT 2008 заняла 12-е место).
Биография. 1985
Защитил PhD по экономике в Университете Барселоны, получил награду за лучшую диссертацию года. После это занимался исследованиями в Harvard Business School.
2002
Выходит последняя книга «Стратегии корпоративного роста» (Managing Corporate Growth, Oxford University Press), автор нескольких книг и публикаций в научных журналах.
2001
Стал деканом IESE Business School в 2002 г. Интересы – корпоративные стратегии и управление, банки.
2002
2002 г. – стал членом комитета по корпорациям (Corporate Governance Commission), созданного испанским правительством.
– IESE с самого начала сделала ставку на совместные программы с ведущим школами США. Что дает такое сотрудничество вам?
– Еще в 1964 г. вместе с Harvard Business School мы запустили первую в Европе двухгодичную программу обучения, в которой активно использовали метод кейс-стади. Сейчас у нас есть совместные EMBA и Global MBA программы. Традицию международного сотрудничества в области создания инновационных программ мы сохраняем до сих пор. С нашими партнерами из США и Европы нас объединяет общая философия и понимание того, что в эпоху глобализации современному менеджеру важно понимать, как работают бизнес и люди в разных частях мира.
– Университетские бизнес-школы, к которым относится и ваша, критикуют за увлечение исследовательской деятельностью. Вы согласны, что в преподавании не нужно увлекаться теорией?
– Специалистов по менеджменту часто сравнивают с врачами, но разве вы можете себе представить, чтобы хороший доктор смог поставить вам правильный диагноз и выписать рецепт, если он не опирается на серьезные научные разработки свои или своих коллег? В менеджменте неправильные решения также будут иметь опасные последствия. У нас есть несколько исследовательских центров при школе, мы принимаем участие в совместных международных научных проектах. Мы тратим ресурсы на то, чтобы у нас была конкурентоспособная программа Ph.D в менеджменте, по которой учатся будущие профессора других бизнес-школ. Бизнес-школы должны быть способны генерировать новые идеи. Поэтому исследования являются важным элементом нашей философии.
Но упреки в академизме в последнее время действительно стали довольно часто высказываться с разных сторон. Я считаю, что в этом вопросе важно соблюсти баланс между исследованиями и преподаванием практических навыков.
– Но в последние годы специализированные бизнес-школы приобрели серьезный вес. Как вы думаете, что окажется более востребованным?
– Существует много учебных учреждений, и все они используют различные стратегии. Некоторые из них стремятся достичь совершенства в области преподавания и исследований. Но в конечном итоге можно разработать множество программ и каждая из них окажется успешной. Успешной может стать и новая школа, и являющаяся частью ведущего университета. В конце концов, этот бизнес работает по тем же законам, что и любой другой – главные факторы успеха у всех разные. Основной вопрос – как привлечь подходящих преподавателей и заполучить самых лучших студентов (может быть, не всех, но некоторых из них). Задача в том, чтобы организовать программу так, чтобы сделать и то и другое правильно, а саму школу коммерчески успешной.
– Помимо вашей в международные рейтинги лучших школ мира в последнее время вошли и другие испанские школы? Вы ощущаете конкуренцию?
– При выборе бизнес-школы я бы не руководствовался географическим принципом. Наша философия основана на принципах интернационализации. Наш состав преподавателей и студентов позволяет нам считать IESE одной из наиболее международных бизнес-школ. У нас учится всего 20% граждан Испании, столько же, сколько из США, по 15% – из Азии и Южной Америки, и более 30% наших слушателей приезжает из Европы. Студентов из России у нас примерно 10–15 человек в год, и мы не стремимся увеличивать их число – нам важно соблюсти интернациональный состав в аудиториях.
– Какие программы наиболее популярны в вашей школе?
– У людей разного возраста разные предпочтения, а в разных регионах предъявляются свои требования. Например, в Европе очень сильная тяга к executive-обучению. В США предпочитают классический MBA, на который высокий спрос в Азии, Китае, Индии. Насколько мне известно, в России также более популярны традиционные программы. Среди наших программ у жителей России пользуется большим спросом EMBA и Global MBA.
– Спрос на executive-обучение постоянно растет. Какие еще изменения могут произойти в структуре спроса?
– Мы первыми в Европе вышли на рынок executive-обучения более 30 лет назад, создали много открытых и клиентоориентированных курсов. Этот рынок постоянно растет, и мы занимаем ведущие позиции на нем, открыв несколько офисов по всему миру.
Но я не думаю, что произойдет снижение спроса на классический MBA. Тенденция последнего времени – рост интереса к обучению менеджменту более молодых людей. Слушатель full-time находится в возрасте 25–32 лет, он хочет больше знать о менеджменте, правда, чаще всего его привлекают короткие программы. Кроме того, меняется само представление об искусстве ведения бизнеса. Самое важное для современного лидера – знать, как управлять людьми. Поэтому MBA – это не то, что научит вас зарабатывать деньги, это средство для управления людьми.
Испанский путь
1958 IESE Business School была создана в 1958 г. при Университете Наварры. Разработаны первые в Европе executive-программы. 1964 Вместе с HBS открыла первую в Европе двухгодичную программу MBA. 1980 Открыта первая двуязычная программа, а в 1981 г. – EMBA-программа. 1993 Запустила совместную программу с ведущими североамериканскими бизнес-школами, такими как HBS, Stanford, MIT Sloan of Management, University of Michigan Business School. 1994 Первая в мире executive-программа по менеджменту совместных предприятий в партнерстве с другими бизнес-школами, в том числе с HBS и Stanford. 2001 Открыта программа Global MBA, модули проходят в Барселоне, Пало-Альто и Шанхае.