Бизнес в виртуальном мире

В 2007 г. создатели трехмерного мира Second Life очистили его от азартных игр и финансовых пирамид. Его жителям осталось лишь торговать, продавать рекламу и организовывать платные языковые курсы

Виртуальный мир Second Life (SL) возник больше пяти лет назад с легкой руки американца Филиппа Роздейла – совладельца Linden Lab. SL напоминает компьютерную игру – те же рисованные трехмерные пейзажи и виртуальные персонажи («аватары»). Но сходство сугубо внешнее. В SL нет сценария и никто не предлагает «игрокам» пройти какую-либо миссию. Пользователю остается выделяться внешним обликом, видом жилища или, к примеру, острова, на котором он живет.

Без покупок не обойтись

Не случайно первые и наиболее прижившиеся в SL виды бизнеса – производство и продажа одежды, обуви, украшений, предметов интерьера. В многопользовательских онлайн-играх тоже процветает торговля предметами (артефактами), но там они скорее дополняют игровые свойства персонажа – добавляют ему магической силы или снабжают оружием. В играх можно обойтись и без покупок, набирая силу и оружие самостоятельно, а вот в SL без амуниции никак. Это значит, что каждый житель SL – клиент местных продавцов. По данным Linden Lab, в январе 2008 г. более 360 000 резидентов SL потратили на виртуальные покупки от $1 до $3700. При этом 156 резидентов сумели заработать на внутреннем рынке более $5000, 333 – от $2000 до $5000, 464 – от $1000 до $2000. Хотя большинство – 28 000 обитателей SL – за месяц заработали менее $10.

$2000 в месяц

Владелец острова «Вторая Москва» (Moscow Island) в SL, принявший в виртуальном пространстве имя Musasi Tanabe, делит бизнес в SL на два вида – заработки внутри игры (in-world) и за ее пределами (либо на стыке реального и виртуального миров). In-world бизнес самый очевидный и простой – это производство одежды, обуви, аксессуаров, фигур для персонажей, транспорта, строительство домов, аренда и продажа недвижимости, развлечений (клубы, дискотеки), рекламы, финансовые сервисы. Все заработанные деньги вращаются внутри виртуального мира. Гораздо более сложный, зато и прибыльный бизнес связан с внешним миром. Им занимаются, например, консалтинговые компании, которые стремятся распространить свои бренды и в SL, рассказывает Musasi Tanabe. Деньги они платят в самом что ни на есть реальном мире.

Российские обитатели SL чаще ведут бизнес in-world, говорит директор по развитию Центра интернет-платежей Олег Покровский. В основном это программисты и дизайнеры, разрабатывающие виртуальные предметы одежды и интерьера. Продавать все это самостоятельно удается не всем, поэтому в SL образовалась прослойка так называемых вендоров, в магазины которых дизайнеры сдают свои творения. Покровский оценивает заработки таких команд в $4000–5000 в месяц на человека. Перепродажа – самое распространенное занятие среди резидентов SL, дополняет Tanabe, хотя «больших денег на этом не заработаешь – пару тысяч долларов в месяц».

В SL множество платных учебных курсов, в основном языковых. К примеру, преподаватель из Великобритании собирает на своем острове несколько студентов из разных стран и обучает их английскому. Еще, рассказывает Покровский, SL стала популярным местом для раскрутки музыкальных групп – вместо того чтобы платить лейблам за запись альбома и рекламу, музыканты устраивают виртуальные концерты в SL.

Островки реальности

Бизнесом «на грани реального и виртуального миров» занимаются большие команды. В них входят не только программисты и дизайнеры, но и продавцы, юристы и бухгалтеры. Самые прибыльные способы такого заработка, если верить виртуальным предпринимателям, – сдача земли в аренду, застройка, а особенно организация в SL виртуальных офисов компаний из реального мира. Представительства в SL есть у Adidas, Toyota, Armani, Nissan, Mercedes Benz, IBM... Внимание компаний к виртуальному миру помогает заработать маркетологам и рекламным агентам. Например, один из руководителей компании Earn2Life.com и активный пользователь SL Олег Бородкин работает в виртуальном мире, продавая реальную рекламу. При этом Earn2Life.com приплачивает пользователям SL за просмотр рекламных роликов. Рекламодатели платят реальные деньги, пользователям же достается местная валюта – линден-доллары. По данным Бородкина, рекламу от Earn2Life.com регулярно смотрят порядка 50 000 пользователей SL, в основном европейцы и американцы. За каждый просмотр рекламы жителем США рекламодатель готов платить $5–10 и выше, Европы – $1–3. А вот за россиян и китайцев – всего по $0,2–0,5.

Бизнес по-русски

Российские компании пока только экспериментируют с SL. Существует мнение, что SL – это модель интернета будущего, и многие стараются застолбить там себе место заранее, говорит Покровский из Центра интернет-платежей. Сам он занимается обменом российских денег на линден-доллары и зарабатывает, по собственным словам, около 10% от оборота. А российская Объединенная система моментальных платежей (ОСМП) установила в SL виртуальные платежные терминалы, позволяющие заплатить линден-долларами практически за любые услуги в реальном мире – мобильную связь, интернет и т. п. С точки зрения функций виртуальный терминал полностью идентичен обычному, рассказывает представитель ОСМП Юлия Мансурова. По ее словам, компания установила несколько терминалов на «Красной площади» в Moscow Island. В декабре ежедневный оборот виртуальных терминалов ОСМП составил более 1200 руб. В масштабах всего бизнеса ОСМП (оборот за 2007 г. – более $4,71 млрд, свыше 1,6 млрд платежей) количество транзакций внутри SL мизерное, но с точки зрения маркетинга и инноваций это очень интересный шаг, уверен Musasi Tanabe.