Инженеры разобрали героя

На «Золотой маске» отчитались мастера-самоделкины Павел Семченко и Максим Исаев, называющие себя Русским инженерным театром АХЕ

Спектакль «Гобо. Цифровой глоссарий» показали в конкурсе, который прежде назывался «Новация», а с этого года – «Эксперимент». Так-то оно лучше. А то жюри попадало в неловкое положение, награждая за новаторство людей, которые оттачивают фирменный стиль уже лет двадцать (как было, например, в прошлом году с театром «Дерево»). Эксперименту же однообразие не помеха.

АХЕ – лучший тому пример. Отправляясь на их премьеру, заранее знаешь, что увидишь столько же нового, сколько знакомого. Знакомым будет принцип, новым – детали. Типичный спектакль АХЕ представляет собой парад забавных и загадочных фокусов, исполненных с помощью хитроумных кустарных приспособлений. Петербургские актеры-художники Максим Исаев и Павел Семченко всегда играют, в сущности, одну и ту же роль современных алхимиков, примеряющих вместо мантии клоунский наряд.

Они в равной степени серьезны и жуликоваты. В их колбах и коробках, аквариумах и склянках вечно что-то булькает, кипит и взрывается. Они обожают каталогизацию. К примеру, нынешний «Гобо» – иллюстрированный каталог свойств и состояний абстрактного «героя»: его «фигура», «путь», «одиночество», «сон», «боль», «перспективы» и т. д.

Не будем гадать, кто такой Гобо и в каких он отношениях, допустим, с беккетовским Годо, – это, в общем, не важно. Фокусы АХЕ – сценический аналог знаменитых библиотечных карточек поэта Льва Рубинштейна или чемоданов гринуэевского Тульса Люпера. Всевозможные глоссарии, реестры и списки так давно занимают почетное место среди жанров современного искусства, что основным ноу-хау Максима Исаева и Павла Семченко следует признать перенос этого приема на местную сцену. В отличие от коллег-художников они решили назваться театром. И теперь показывают фокусы не в галереях, а в театральных залах, ездят на фестивали, числятся экспериментаторами и, надо думать, посмеиваются в бороды над глубокомысленными критическими трактовками своих сочинений.