Дороги дорожают

Правительство увеличило расходы федерального бюджета на дороги в 2008–2009 гг. на 192,4 млрд руб. Почти треть затрат – дороги для Олимпиады

В конце апреля правительство в основном одобрило федеральную целевую программу (ФЦП) развития транспорта на 2010–2015 гг. А действующую транспортную ФЦП (2002–2010 гг.) чиновники решили сократить на год, она завершится в 2009 г. Новые сроки и ассигнования утверждены постановлением правительства.

Как изменились затраты

В 2008–2009 гг. федеральный бюджет потратит на транспорт на 230,4 млрд руб. больше, чем планировал (предыдущий вариант ФЦП был утвержден в июле 2007 г.). Подавляющая часть этой суммы – 192,4 млрд руб. – пойдет на финансирование дорожного строительства (см. графики). Почти треть новых дорожных затрат (60,5 млрд руб.) – обустройство двух нужных к Олимпиаде трасс: Москва – Новороссийск (М4) и Джубга – Сочи (М27).

Основная часть новых ассигнований – не дополнительно выделенные деньги, а перераспределенные средства 2010 (сокращенного) года, говорит чиновник Минтранса. Впрочем, год назад предполагалось в 2010 г. потратить на дороги 356,5 млрд руб., а предварительный вариант программы на 2010–2015 гг. отводит на это 537 млрд руб. (включая инвестфонд).

Дороги дорожают из-за нехватки стройматериалов и роста цен на выкуп земли, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров.

Аэродромам достанется дополнительно 21,6 млрд руб. (3,2 млрд руб. – екатеринбургскому, по 2,2 млрд – Сочи и Геленджику), морскому транспорту – 10,6 млрд руб. Средства пойдут на восстановление и удлинение аэродромных покрытий, говорит первый зампред правительства Свердловской области Михаил Максимов: «Кольцово» – крупнейший аэропорт в стране после московских и питерского «Пулково», ему необходимы деньги на реконструкцию.

Дорога в Cочи

Автодороги – самый дорогой проект транспортной ФЦП. На них приходится больше половины (за восемь лет – 2,42 трлн руб. из 4,6 трлн руб.) стоимости программы. В 2008–2009 гг. на автодорожное строительство будет потрачено вдвое больше, чем на железнодорожное, и почти вшестеро больше, чем на гражданскую авиацию. Большая часть добавленных денег пойдет не на строительство новых трасс, а на капремонт и содержание дорог, говорит чиновник Минтранса.

В стране лишь треть дорог соответствует эксплуатационным нормативам, а деньги выделяются исходя из расчета, как будто в нормальном состоянии все 100%, говорит глава Союза автомобилистов Вячеслав Лысаков. Поэтому дорожникам хронически не хватает средств на содержание трасс.

Наибольшую прибавку получат южные трассы, их ускоренное строительство нужно для Олимпиады в Сочи, отмечает чиновник Минтранса. Кроме дороги Сочи – Джубга (добавили 15,2 млрд руб.) на эти деньги построят центральную автомагистраль Сочи (4 млрд руб.). Четырехкратное увеличение финансирования ждет федеральную трассу М4 «Дон» (лидер по росту затрат), связывающую Москву и Новороссийск. Эта стратегическая дорога «устаревшая» и «опасная», а летом ее используют миллионы людей, сердился президент Владимир Путин в прошлогоднем послании Федеральному собранию. На М4 придется основная «олимпийская» нагрузка, говорит чиновник Минтранса. Конкурс на право вести строительные и ремонтные работы на трассе «Дон» должен состояться в конце мая.

Минимальная стоимость 1 км дороги – несколько миллионов долларов, а инфляция на рынке строительства инфраструктуры – 30–40% в год, знает Столяров. По результатам завершившихся в марте торгов нанести разметку на 145 км федеральной трассы «Колыма» стоит 6,9 млн руб., заменить барьерное ограждение – 7 млн руб. Инвестор не всегда точно просчитывает стоимость выставленного на торги проекта, он может дать завышенную или заниженную цену, говорит замгендиректора инжиниринговой корпорации «Трансстрой» Сергей Кузнецов.