Список не патриотов

Накануне летнего сезона власти Кемеровской области спустили в районы указание разобраться с торговцами продукцией новосибирского «Инмарко» – конкурента местного Новокузнецкого хладокомбината. В письме «неблагонадежные» названы поименно

ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат»

Владеет: 99,3% ОАО «Прокопьевский хладокомбинат» (выручка в 2006 г. – 110,2 млн руб.) и 96,3% ОАО «Кемеровский хладокомбинат» (выручка в 2006 г. – 675,3 млн руб., СПАРК). Акционеры: Сергей Бачурин (100%). Выручка за девять месяцев 2007 г. – 1,65 млрд руб. чистая прибыль – 13,1 млн руб. (данные компании).

ОАО «Инмарко холдинг»

Производитель мороженого. Основные торговые марки «Магнат», «Фишка», «Джемка», «Торжество», «Сан-Кремо». В феврале 2008 г. куплен Unilever. Продажи в 2007 г. – 51 531 т, из них на собственных заводах – 43 000 т. Выручка в 2007 г. – 4,38 млрд руб. Доля российского рынка в 2007 г. – 16,2% («Бизнес-аналитика»).

В распоряжении «Ведомостей» оказалась копия письма и. о. начальника управления потребительского рынка мэрии Кемерова Вадима Агафонова к начальнику территориального управления жилого района Кедровка (район Кемерова) Зое Скипиной. Агафонов в письме рекомендует Скипиной «провести работу с предприятиями потребительского рынка <...> по заключению соглашений с ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» о реализации продукции данного предприятия». При этом Агафонов основывается на письме начальника департамента потребительского рынка и развития предпринимательства Кемеровской области Елены Мазанько и рекомендует за «информацией по ассортименту, ценам и условиям доставки мороженого «Снежный городок» (торговая марка «Новокузнецкого хладокомбината») обращаться к начальнику отдела продаж и супервайзеру комбината, рабочие и мобильные телефоны которых указывает. К письму приложен «список потенциальных, но в настоящий момент не работающих [с Новокузнецким хладокомбинатом] клиентов» из 21 торговой точки Кедровки и поименно перечислены их руководители (с телефонами, некоторые – с мобильными). Агафонов от комментариев отказался. Скипина говорит, что письма пока не получала. Мазанько подтвердила подлинность письма.

По словам руководителя юридического отдела ОАО «Инмарко» Андрея Яркова, торговые точки, фигурирующие в подобных письмах, продают продукцию «Инмарко». После таких рекомендаций чиновников магазины просят выделять в наших камерах места под «Снежный городок» (мы, естественно, отказываем) или говорят, что будут подставлять камеры конкурентов, говорит председатель совета директоров «Инмарко» Дмитрий Докин. «На следующей неделе компания подаст заявление в Кемеровский ФАС с просьбой возбудить дело в отношении администраций области и города по ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», – добавляет Ярков. По его словам, аналогичные письма накануне летнего сезона рассылаются уже несколько лет, но раньше в них не указывались контактные лица из «Снежного городка» и не прилагался список потенциальных торговых точек с фамилиями и телефонами их руководителей.

Владелец Новокузнецкого хладокомбината Сергей Бачурин сообщил, что о письмах муниципальным чиновникам из администрации области услышал от корреспондента «Ведомостей». «Это инициатива администрации, мы к ним не обращались», – говорит он. Эффект от таких писем, по его словам, невысокий – в 2007 г. после подобных рекомендаций властей продукцией комбината стали торговать «две-три новые точки».

«Шансы на успех «Инмарко» в антимонопольной службе велики – в письмах усматриваются действия по ограничению конкуренции», – говорит юрист «Юридической практики» Иван Кокарев. Кроме того, должностное лицо (автор письма) по ст. 14.9 КоАП (ограничение свободы торговли должностными лицами) может быть оштрафовано на сумму до 5000 руб. В действиях чиновников также можно усмотреть и нарушение ст. 34 Конституции (запрет на экономическую деятельности, направленную на монополизацию и ограничение конкуренции), добавляет Кокарев.

Рассылка подобных писем – обычная практика администрации Кемеровской области по поддержке местного производителя, объясняет Мазанько.