Последняя капля для Тимченко

Полосная статья в FT вынудила прервать молчание Геннадия Тимченко. Он заявил, что его близость к Владимиру Путину преувеличена, а успех Gunvor с их знакомством никак не связан
С.Петров

Gunvor

нефтяной трейдер. Основана в 1997 г. в Швейцарии Владельцы – Геннадий Тимченко, Торбьорн Торнквист (в равных долях, по данным Торнквиста) и еще один партнер (его имя и размер доли не раскрываются, известно лишь, что она меньше, чем у Тимченко и Торнквиста). Выручка в 2007 г. – $43 млрд, план на 2008 г. – $70 млрд.

Имя Тимченко стало известно в 2004 г., перед президентскими выборами. Один из кандидатов, Иван Рыбкин, назвал его и братьев Ковальчук людьми, «отвечающими за бизнес Путина».

С тех пор Тимченко удавалось избегать журналистов. Лишь однажды корреспондент швейцарского журнала L’Hebdo дозвонился до Тимченко. Тот признал, что когда-то знал Путина, но теперь с ним не видится. «И вообще я практически отошел от дел», – заметил тогда бизнесмен и извинился, что больше не может говорить, потому что «подгорают макароны».

Первый после этого случая комментарий Тимченко опубликовала вчера Financial Times. Бизнесмен направил в редакцию письмо (полный текст – на стр. А4) в ответ на недавнюю публикацию о бизнесе нефтетрейдера Gunvor.

О нем писали сотни СМИ. Но эта статья была последней каплей, объяснил «Ведомостям» представитель Тимченко: FT посвятила ему целую полосу, и больше это нельзя было игнорировать.

В письме три тезиса: у Тимченко никогда не было совместного бизнеса с Путиным, его близость к экс-президенту преувеличена, а успех Gunvor никогда от нее не зависел и основан на условиях, которые она предлагает нефтяникам.

По данным Gunvor, она сейчас третий нефтетрейдер в мире, через нее идет около 30% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России – от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-BP, «Газпром нефти». Только с «Лукойлом» нет контрактов, говорил FT партнер Тимченко, председатель совета директоров Gunvor Торбьорн Торнквист.

О начале карьеры Тимченко известно мало. Есть официальная информация лишь о том, что он один из основателей компании «Кинэкс-СПб», бывшей акционером банка «Россия» и сотрудничавшей с «Сургутнефтегазом» и его НПЗ в Киришах.

FT в статье, ставшей последней каплей, пишет, что Тимченко занялся нефтью в 1988 г., а вместе с Путиным участвовал в работе санкт-петербургского АООТ «Золотые ворота» и клуба дзюдо «Явара-Нева».

«Я и еще три бизнесмена спонсировали клуб [дзюдо], почетным президентом которого стал Путин. Вот и все», – отвечает на это Тимченко.

Пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков подтверждает, что Путин знаком с Тимченко со времен работы в Петербурге. «Но Путин никогда не влиял на бизнес Тимченко и не был ни владельцем, ни бенефициаром какого бы то ни было бизнеса, – подчеркивает Песков. – Все слухи на эту тему – чистой воды инсинуация». Доходы Путина абсолютно прозрачны, отмечает он.

«Золотые ворота» были зарегистрированы в 1992 г. 20% акций было у мэрии города, регистрация прошла по приказу комитета по внешним связям, который возглавлял Путин. Еще 5% было у ВО «Киришинефтехимэкспорт», пишет FT. «Я был госслужащим, работал в [госпредприятии] «Киришинефтехимэкспорт», – ответил на это Тимченко. – Но моя связь с «Золотыми воротами» была столь незначительной, что ее можно назвать практически несуществующей».

Бизнес компании в письме не обсуждается. Его вряд ли можно назвать успешным. В 1993–1997 гг. она должна была построить нефтепродуктовый терминал в порту Петербурга, говорится на сайте стивидора порта – Петербургского нефтяного терминала, но «Золотым воротам» «не хватило знаний и опыта в реализации столь крупного проекта».